28 апреля 1947 из порта Кальяо, что на побережье Тихого океана вышло необычайное для середины XX века судно – плот, гордо именуемый его владельцем – Кон-Тики. Это было крепкое сооружение, отстроенное по всем правилам техники, использовавшейся первыми жителями Южной Америки для того, чтобы иметь возможность передвигаться не просто вдоль побережья ради ловли рыбы, и путешествовать на дальние и ближние острова. Именно на таком плоту следуя теории Тура Хейердала, жители Южной Америки впервые попали в Полинезию, чтобы навсегда там поселиться.
Решив проверить свою теорию, неизвестный в то время еще путешественник, собрал вокруг себя единомышленников, вооружил их молотками и бечевками, и приступил к строительству плота, на котором планировал выйти в открытое море и достичь Полинезии.
Для постройки плота понадобились 9 бальсовых бревен, в высушенном виде крайне мягких, гибких и чрезвычайно легких. Длина одного такого бревна превышала 10 метров. Бревна, чтобы соблюсти конструкцию присущую индейским плотам, бревна пришлось сложить особым образом, в результате чего плот получился необычной формы с острым носом. Плот украшал огромный прямоугольный парус, имелось также небольшое кормовое весло, а из его дна торчали несколько параллельных рядов досок, игравших роль киля и руля. В общем, «Кон-Тики» являлся точной копией плотов, которые строили инки, чтобы пересекать бескрайние пространства океана, отходя от берега на не менее чем 50 морских миль, чего долгое время не могли повторить путешественники на ни одной даже самой устойчивой лодке.
Назван плот был в честь главного героя многих полинезийских мифов, который якобы пришел вместе со своими сородичами с востока и стал первым поселенцем на этих землях. Одну из таких легенд и вызвался проверить Хейердал, совместно с Эриком Хессельбергом, занимавшим пост одновременно и штурмана и местного художника, Германом Ватцингером — метеорологом и специалистом по технической части, радистами Кнутом Хаугландом и Турстейном Робю, коком и переводчиком Бентом Даниельссоном.
Для достижения побережья Полинезии путешественникам, доверившим свою жизнь такому ненадежному с точки зрения мореплавания суденышку, необходимо было попасть в область протекания холодного течения Гумбольдт. Достичь искомого течения плоту помог обычный буксир, любезно предоставленный перуанскими ВМФ. После отделения от борта буксира «Кон-Тики» отправился в свободное плавание управляемый только небольшими веслами, в которых нужды, впрочем, не было, так как течение было настолько быстрым, что уже к концу июля путешественники достигли острова Пука-Пука, а 7 августа скопления островов Рароиа, которые собственно и являлись основной целью странствия.
В свободном плавании плот находился ровно 101 день, преодолев более 3.5 тысяч морских миль, равных практически 7 тысячам километров и это притом, что скорость первобытного сооружения была всего 1.5 узла в час.
Преодолев указанные мили и километры, и основательно загорев Тур Хейердал и его единомышленники доказали ранее не раз подвергавшийся сомнению факт того, что пересечь Тихий океан, следуя на запад из центра Южной Америки возможно. Кроме того, путешественники увидели настоящую живую змеиную макрель и провели ряд небольших биологических экспериментов, один из которых показал несостоятельность теории о том, что кокосовые пальмы, в таком обилии произрастающие на островах выросли из орехов, принесенных морской водой с континента.
Миссия «Кон-Тики» получила настолько большую огласку, что выпущенная Туром Хейердалом книга, а также отснятый документальный фильм имели неимоверный успех, принеся путешественнику помимо неплохих гонораров еще и всемирную славу, несколько наград на премии «Оскар», а также идеи для новых странствий.
Статья в тему: Кальмар Нюкель — межконтинентальное странствие