1 октября 1932 года в Германии было начато строительство, так называемых, карманных линкоров, одним из которых и, пожалуй, самым известным стал линкор «Адмирал Граф Шпее», спущенный на воду в конце июня 1934 года. Свое наименование линкор получил в честь погибшего в Первую мировую войну в сражении у Фолклендских островов командующего немецкой эскадрой адмирала фон Шпее.
Название же карманного, данное судно получило из-за некоторых особенностей в его конструкции и оснащении, связанных с политической ситуацией, сложившейся в то время в мире. Согласно заключенному между Германией и ее противниками по Первой мировой войне соглашению, первая не имела права строить корабли, водоизмещением свыше 10 тысяч тонн, что не позволяло ей иметь в наличии тяжелые военные суда, относящиеся к классу крейсеров, или линкоров.
Ограничение это официально действовало вплоть до прихода к власти Гитлера, но и после его утверждения на посту фюрера, немцы еще некоторое время опасались явственно противодействовать существующим международным нормам и потому приступили к постройке линкоров, имеющих в наличие большое число вооружения, но при этом характеризующихся малым водоизмещением, позволявшим сделать судно абсолютно легальным, при условии того, что западные державы закроют глаза на лишние 2 тысячи тонн, убрать которые у строителей не получилось.
Впрочем, надежды немцев оказались вполне оправданными, западные державы предпочли скорее закрыть глаза на лишние тонны, чем вступать в конфликт с набирающим силу государством, на тот момент, могущим оказаться единственным реальным препятствием на пути распространяющейся по Европе коммунистической угрозы.
Немцы спокойно достроили линкор, сделав его всего 186 метров в длину и 21.65 метров в ширину, при максимальной осадке чуть выше 7 метров. Значительно уменьшить вес корабля и довести его до приемлемых стандартов позволила также и тонкая броня, броневое покрытие, у обычных линкоров, достигающее толщины 36 сантиметров, здесь не превышало и 15, в некоторых частях измеряясь всего несколькими миллиметрами. Столь тонкая обшивка делала линкор весьма уязвимым для подводных лодок и авиации противника, но вместе с тем не лишала его некоторых преимуществ, прежде всего компактности и высокой маневренности.
Учитывая необычность конструкции линкора, немцы возлагали на него весьма большие надежды, считая непобедимым, известие о чем, постарались распространить как можно дальше, стараясь при этом умалить значение английского флота, в котором кораблей подобного типа не было.
Весной 1936 года на корабле прошли первые испытания, в ходе которых ему пришлось выйти в Атлантический океан и достичь острова Санта-Круз. Учения с участием «Адмирала Графа Шпее» длились на протяжении 20 дней, причем линкор под собственным именем в нем не значился, немцы постарались сохранить тайну внешнего вида и оснащения линкора, из опасения того, что оружие его даст сбой и покажется западным шпионам несущественным и не представляющим реальной угрозы. В списках кораблей, отправленных для принятия участия в учениях, линкор значился как опытное артиллерийское судно.
По возвращении с тренировок, испытания орудий и оборудования линкора были продолжены, осенью этого же года корабль принял участие в учебных маневрах, а уже в декабре над линкором взвился флагманский вымпел командующего испанской эскадрой контр-адмирала фон Фишеля, после чего он взял курс на Испанию, чтобы стать непосредственным участником Гражданской войны, одного из участников которой поддерживал Гитлер.
В феврале 1937 года линкор вышел из Киля и направился к берегам Испании, целых два месяца линкор переходил от одного испанского порта до другого, и уже в начале мая вернулся в Германию, откуда отправился в Англию для участия в международном параде военных кораблей под руководством самого монарха. Летом этого года линкор вновь показался у берегов Испании, но уже в конце августа вернулся в Германию. Вплоть до 1938 года корабль курсировал между Швецией и Испанией, совершая короткие, но необходимые Германии рейсы. Летом 1938 года линкор совершил короткое плавание к берегам Норвегии, впоследствии приняв участие в военном параде, возглавляемом самим Гитлером.
Осенью 1938 года командование линкором принял на себя ветеран Первой мировой войны капитан Ганс Лангсдорф – человек смелый и достаточно прямолинейный, напросившийся в командиры судна, будучи не согласным с нацисткой политикой проводимой приспешниками Гитлера. У капитана была прекрасная репутация, он слыл, даже у своих недругом отличным управленцем и потому команда линкора встретила его с большими надеждами, которые не замедлили себя оправдать, уже спустя месяц работы на посту. Капитан сумел, как никто другой поднять боевой дух экипажа и отладить его боевые навыки настолько хорошо, что на учениях команда, численностью более 1000 человек действовала как единое целое.
В начале августа 1939 года капитан получил тайный приказ проследовать в Северные моря, а оттуда в Атлантику, исследуя английские и американские морские пути, но ни в коем случае себя не обнаруживать. Задание было получено всего за месяц до развязывания Второй мировой войны, о скором начале которой команда линкора даже не подозревала. Путешествие было скорее приятным, нежели опасным, на палубе звучали популярные в конце 30-х годов песенки, экипаж развлекался и отдыхал.
Курс Ганс Лангсдорф взял на Северную Атлантику, по достижении которой уже спустя три дня, корабль резко повернул на юг и направился на поиски торговых кораблей Великобритании, задача потопления которых являлась первостепенной секретной миссией линкора. Деятельность «Адмирала Графа Шпее» должна была быть тайной не только потому, что немцы старались скрыть его существование, но еще и потому, что официально война между Великобританией и Германией еще не началась, хотя подготовку к ней в Третьем Рейхе уже никто не скрывал.
1 сентября Гитлер выступил с обращением к немецкой нации, в котором сообщал о вероломном нарушении Польшей границы аннексированной немцами Австрии, в результате чего немцам пришлось вступить в перестрелку и начать войну. Известие о начале Второй мировой войны капитан «Адмирала Графа Шпее» получил вместе с приказом выйти на поиски и уничтожение торгового флота Великобритании, неожиданно для Гитлера объявившей войну Германии, и вставшей на защиту Польши.
Действовал линкор в основном у берегов Южной Америки, нападая и уничтожая торговые корабли, а их команды по закону военного времени беря в плен. К концу первого месяца боевых действий команде удалось обнаружить и потопить торговых кораблей общим водоизмещением свыше 50 тысяч тонн. Таких потерь Великобритания еще не знала, в ужасе от произведенных подсчетов правительство выделило для поимки неуловимо линкора целых 8 военных эскадр, корабли которых, из-за тщательной маскировки, применяемой на немецком судне, долгое время не могли его обнаружить.
Капитан линкора маскировал его днем под обычный крейсер, а ночью шел в полной темноте, находя свои жертвы при помощи небольшого гидросамолета.Обнаружить линкор удалось только чудом, ночью 6 декабря капитан Лангсдорф приказал команде провести внештатные учения по использованию сигнальных огней, знания которых были экипажем не вполне освоены. Темной ночью корабль был хорошо освещен и виден издалека, так что проходящее мимо небольшое норвежское судно незамедлительно увидело и узнало его оповестив о находке ближайший английский военный корабль.
Рано утром английские военные суда обнаружили цель, бежать «Адмиралу Графу Шпее» было некуда, к тому же капитан совершил еще одну непростительную ошибку – он подпустил англичан слишком близко, хотя мог этого и не делать, его орудия были способны поразить цель, находящуюся на расстоянии 22 километров, тогда как английская артиллерия такой дальностью похвастаться не могла. Удалившись на требуемое для выстрела предельное расстояние линкора мог бы без труда уничтожить большую часть английской эскадры и уйти с места боя не получив ни одного повреждения, но почему-то этого как раз он и не сделал.
Бой длился недолго, бронебойным снарядам немецкого корабля очень скоро удалось вывести из троя флагманский английский корабль, но и сам он получил значительные повреждения, потому был вынужден искать укрытия в ближайшем глубоководном порту. Таким портом оказался уругвайский порт Монтевидео, где капитан немецкого судна надеялся отсидеться и получить необходимые средства для ремонта. Англичане в порт входить не стали, не желая нарушать территориальные воды нейтрального государства. В Уругвае Капитан Лангсдорф надеялся найти поддержку, но столкнулся с требованием покинуть порт в течение следующих 4 дней, за время которых никакого ремонта он естественно проделать бы не успел. Уругвай придерживался нейтральной позиции, но ссориться с Великобританией, от которой зависел экономически все же не желал.
17 декабря 1939 года капитан линкора принял единственно верное в сложившейся ситуации решение – он приказал похоронить убитых и выйти в море, предварительно позаботившись о загрузке в трюмы линкора большого количества тротила. Как только судно достигло выхода из бухты, за которым его поджидали англичане, раздался оглушительной силы взрыв. Капитан подорвал свой корабль, сам же с командой переправился на берег и затерялся среди немецких поселенцев Уругвая.
Впоследствии он был обвинен в трусости и измене Родине, не выдержав чего, покончил с собой.
На сегодняшний день остатки «Адмирала Графа Шпее» признаны национальной собственностью Уругвая, они тщательно охраняются и демонстрируются желающим как музейный экспонат.
Рекомендуется к прочтению:
Крушение Лаконии – благородный поступок немецкого капитана