Море не знает нации, ему не интересен опыт и возраст, оно покоряется только силе, мужеству и храбрости, проявленной в борьбе с его капризами.
2 октября 1913 года из Роттердамского порта по направлению к Нью-Йорку вышел большой достаточно новый английский пароход «Вольтурно».
«Вольтурно» был построен в 1906 году на одной из Шотландский верфей, имел вместимость до 4 тысяч тонн, длина парохода составляла при этом 130 метров, а ширина всего 13.
Будучи отписан лондонской торговой компании, пароход начал грузовые и пассажирские перевозки эмигрантов, которые в условиях, ведущихся в Европе боевых действий, устремились в Северную Америку в надежде найти там новый дом и работу.
В очередной рейс «Вольтурно» отправился имея на борту практически 700 человек, более 500 из них составляли пассажиры, среди которых было много женщин и детей, представителей всех наций, команда также была интернациональная. В трюмы парохода загрузили несколько тонн нефти в бочках, мешковину, уголь, а также некоторые другие горючие вещества. Командовал разношерстной толпой, собравшейся на одном корабле молодой 34-летний англичанин Фрэнсис Инч, именно ему подчинялись англичане, немцы, шотландцы, голландцы и бельгийцы, составлявшие экипаж корабля.
Погода в октябре месяце стояла неспокойная, море волновалось, дождь сменялся туманом, вот-вот должен был начаться настоящий шторм, расстроенные пассажиры ютились в маленьких каютах, в трюмах и даже на палубе, словом там, где им было удобнее всего. Команда не смыкала глаз, надеясь на благополучное достижения места назначения.
На расцвете 9 октября капитан Инч был разбужен одним из помощников, сообщившим ему, что помимо надвигающегося шторма, существует еще и опасность сгореть заживо – произошло возгорание в первом трюме. Пожар был уже настолько велик, что унять его не смогли ни пущенные в трюм насосы с водой, ни дополнительные средства тушения, такие как тушение огня паром и сильным напором воды. Горючие смеси, которыми был заполнен трюм, не поддавались тушению, судно грозило взлететь на воздух. Чтобы уменьшить пламя, раздуваемое сильными порывами ветра, капитан приказал развернуть пароход кормой к ветру и держать его в таком положении чего бы это ни стоило.
Одновременно в трюм под дулами пистолетов были отправлены, отказывающиеся тушить такой сильный огонь матросы. Все пассажиры были выведены из своих кают и столпились на палубе. Радисты без перерыва посылали в эфир сигнал о бедствии, на который поспешили отозваться сразу несколько проходивших рядом кораблей, но первый из них должен был подойти не ранее чем через 5-6 часов. Капитану требовалось выиграть столь драгоценное в такой критической ситуации время, потому он посылал в трюмы все новых людей, которые вооружившись имевшимися на борту насосами, пытались закачать в трюм как можно большее количество воды. Пассажиры, почувствовавшие, как под их ногами нагревается палуба подняли панику, некоторые из них упали за борт и погибли, подхваченные высокими волнами, из-за которых собственно у команды и не получалось спустить шлюпки на воду, так как любая такая попытка грозила неминуемой гибелью, всем кто в них находился.
По мере того, как накалялась палуба, паника среди пассажиров росла, они перестали повиноваться приказам капитана и самостоятельно начали спускать шлюпки на воду. Всего было спущено три шлюпки, пассажиров первой и второй унесло в океан, и больше их никто не видел, третья же шлюпка попала под корпус корабля и была им раздавлена вместе с пассажирами и матросами ею управлявшими. Увиденное несколько охладило у людей желание спускаться за борт, прямо в бушующее море.
В назначенное время на горизонте показались первые спасательные суда, но ожидаемого спасения они не принесли, так как подойти к «Вольтурно» на расстояние достаточное для приемки пассажиров они не смогли, а со шлюпками, спущенными на воду с этих кораблей едва не случилось то же самое, что и со шлюпками терпящего бедствие парохода.
В итоге спустя 5-6 часов вокруг «Вольтурно» скопилось около 4 судов – немецкий пароход «Зейдлиц», английский лайнерПассажирские суда «Кармания», пароход «Седон» и бельгийский пароход «Кроонланд». Никто из капитанов этих судов не отваживался на рискованное предприятие по спасению пассажиров с горящего «Вольтурно», так как все они надеялись на то, что люди начнут прыгать в воду, а уже оттуда им удастся их подобрать. Но несколько пассажиров, отважившихся на подобный прыжок, погибли, и больше рисковать никто не стал.
В числе последних к гибнущему пароходу подошел русский пароход «Царь», команда которого не побоялась высоких волн и ветра и немедленно приступила к спасательной миссии. Матросы погрузились в шлюпки и выдвинулись по направлению к «Вольтурно», на котором к этому времени произошло несколько взрывов, окончательно деформировавших и без того раскаленный корпус и палубу. Проявляя чудеса отваги и мужества, русские моряки достигли борта парохода и приступили к эвакуации, ими было спасено более 120 человек. Вдохновленные столь беспримерной отвагой, моряки с других судов также спустили спасательные шлюпки и приступили к снятию пассажиров с тонущего парохода.
Спасательная миссия заметно упростилась после того, как подошедший американский танкер «Наррагансетт», выпустил в море позади «Вольтурно» несколько тонн негорючего масла, которые заметно успокоили волны и сделали подход к пароходу более безопасным.
Всего в спасении команды и пассажиров «Вольтурно» принимали участие корабли 6 стран мира, все они развезли спасенных по своим портам следования, а их капитаны получили от своих правительств высокие награды.
Из более чем 600 человек пассажиров и команды бывших на борту «Вольтурно» спасти удалось только 500, еще 135 человек погибли в панике, давке, а также в результате неудачных попыток спастись на шлюпках.
Данный случай спасения можно считать беспрецедентным в истории спасательных миссии, главным образом потому, что русские моряки в который раз показали, что именно они заслуживают звание храбрейших и благороднейших из всех, кто бороздит моря.
Рекомендуется к прочтению:
Пароход Султанша – речной Титаник
Пароход Ройал Чартер — непреодолимая сила стихии