Не стоит думать, что довольно примитивные по конструкции и почти не изменившиеся за тысячелетия джонки плавали лишь у берегов стран Восточной Азии.
Конструкция традиционной китайской джонки была и остается столь универсальной, что ее совершенствование может дать абсолютно новый тип океанского транспортного судна или мощнейшего боевого корабля.
Джонки на просторах океана
Но исторически сложилось так, что лишь один раз огромный флот разнообразных джонок бороздил воды Тихого и Индийского океанов.
Флотоводец Чжэн Хэ
Самый известный в мире китайский флотоводец Чжэн Хэ (Ма Хэ, 1371-1435 гг.) происходил из семьи, которая лишь за столетие до его рождения вместе с монгольскими покорителями Китая переселилась в Поднебесную из Средней Азии.
Хотя детство и юность будущего адмирала пришлись на эпоху смут и раздоров, он все же получил великолепное по тем временам образование. Интересно, что постоянно видя смерть и разрушения, Чжэн Хэ не озлобился, а наоборот — понял, главного в этой жизни можно достичь добрым словом и чистыми намерениями. Именно это понимание, удивительное в эпоху Средних веков, в сочетании со знаниями и жизненной мудростью, обессмертило имя флотоводца.

В 1405 г. недавно пришедший к власти в Китае молодой и прогрессивно настроенный император Чжу Ди (1403-1424 гг.) доверил Чжэн Хэ ответственный пост — стать во главе борьбы с японскими пиратами вако, опустошавшими побережье Китая. Чжэн Хэ быстро и блестяще справился с этой задачей, попутно разобравшись с обширной географией плаваний вако.
После этого молодой, талантливый, красивый, образованный и сдержанный Чжэн Хэ был назначен императором руководителем масштабной программы морских экспедиций в различные страны с целью исследования неизведанных земель и распространения китайского влияния далеко за пределы Поднебесной. Чжэн Хэ возглавил семь таких экспедиций, благодаря которым он обрел истинное бессмертие. В современном Китае великий адмирал считается образцом настоящего моряка, дипломата и человека.
Корабли Востока флотилии Чжэн Хэ
Для масштабных по замыслу морских экспедиций Чжэн Хэ требовался флот, причем исключительно парусный, ибо в океане на веслах не походишь. Да и размеры этого флота должны быть внушительными, ведь именно на многочисленных джонках необходимо уместить массу съестных припасов и подарков для правителей экзотических стран. И всю эту армаду надобно было, конечно же, охранять и защищать от неизвестных врагов. Строительство океанских джонок началось еще в 1403 г. За неполные пять лет китайских верфей сошел на воду 1681 океанский корабль.
К этому числу следует добавить 137 морских парусных джонок, уже имевшихся к 1403 г., что дает общую цифру состава флота империи Мин (по имени правящей тогда в Китае династии) на 1407 г. — 1 818 парусах кораблей!
Не все корабли востока оказались под началом Чжэн Хэ, ведь Поднебесной следовало и свое побережье от врагов защищать, и торговать с соседними странами, а самое главное — перевозить по великим рекам Китая Янцзы и Хуанхэ собранный урожай из внутренних провинций в приморские. Тем не менее, для экспедиций Чжэн Хэ были построены специальные флотилии из парусных джонок семи разных размеров и назначений.

Основу флотилий составили огромные корабли, названные сокровищницами, поскольку именно на них должны были доставляться подарки китайского императора заморским правителям. В обратном направлении на них же предполагалось везти в Поднебесную собранные в далеких странах дань и сокровища. Это были многомачтовые корабли, водоизмещение которых достигало 19 000 т. Они имели поистине гигантские размеры: не менее 117 м в длину, 48-52 м в ширину при осадке от 6 до 8,2 м!
Особо выделялся флагман Чжэн Хэ, обладавший 9 мачтами и 12 парусами при колоссальной длине в 166 м и ширине до 64 м! Как на самом деле выглядели эти гиганты, мы можем лишь догадываться. Современные ученые предполагают, что на этих огромных кораблях мачты с циновочными парусами стояли не вдоль всего корпуса, а в два или три ряда. Ничего подобного в Европе так никогда и не было построено.

Количество таких кораблей не могло быть большим. Считается, что в каждой экспедиции Чжэн Хэ было от 48 до 63 кораблей – сокровищниц, из которых всего четыре флагмана.
Интересно знать
Единственным препятствием для осуществления миссий Чжэн Хэ могли быть лишь пираты Японии – вако или их собратья из Юго-Восточной Азии. В отличие от своих средиземноморских и арабских коллег пираты Восточной Азии отличались не только большей жестокостью и многочисленностью, но и оригинальными средствами нападения.
Помимо обычных джонок вако, или, как их еще называли, фума кайнин (в честь знаменитого пирата Фумо Котаро), использовали их вариант с полностью закрытой, герметичной палубой. В такую джонку – «морской дракон» – можно было принять балласт и погрузиться на небольшую глубину. С помощью простейшего педального привода этот аппарат перемещался под водой со скоростью 5 узлов. Вышедшие из «субмарины» через специальный люк пловцы с дыхательными трубками подплывали к кораблю-жертве и штопором просверливали отверстия в подводной части корпуса незадачливого купца.

Межпалубное пространство таких кораблей до сих пор потрясает европейского зрителя, и это неудивительно: в Европе только в 1912 г. появился такой просторный корабль — «Титаник». Помимо кораблей-сокровищниц каждая флотилия Чжэн Хэ насчитывала от 200 до 250 кораблей иных размеров и назначений.
- Конские корабли — восьмимачтовые океанские джонки длиной 103 м и шириной 42 м. На таких кораблях перевозился запас продовольствия для всей экспедиции, а также животные и различные товары для обмена в заморских странах;
- Танкеры-водовозы, каждый из которых вез запас питьевой воды для всей экспедиции на месячный срок;
- Грузовые корабли — семимачтовые джонки длиной до 78 м и шириной до 35 м. Они перевозили различные грузы и материал для ремонта кораблей экспедиции. Грузоподъемность этих кораблей достигала 800 т.;
- Корабли для транспортировки войск — шестимачтовые джонки длиной до 67 м и шириной до 25 м. Каждый из них мог принять на борт почти 500 воинов в полном облачении.
- Военные или боевые корабли — компактные пятимачтовые джонки длиной до 60 м, которые должны были защищать экспедиции Чжэн Хэ в открытом море, для чего они были вооружены даже пушками. Корпус таких кораблей был сделан очень прочным, а нос закован в железо, благодаря чему таранными ударами они могли топить корабли неприятеля;
- Сторожевые корабли — единственные парусно-весельные корабли экспедиций Чжэн Хэ. Эти компактные, длиной до 37 м, джонки в случае необходимости могли управляться восемью парами весел. Как правило, они шли на буксире у боевых кораблей и действовали в прибрежных районах.
Маршруты плаваний Чжэн Хэ
Чжэн Хэ со своими флотилиями и их экипажами провел в море в общей сложности 28 лет! Всего под командованием великого адмирала далекие страны посетили не менее 100 000 китайских мореходов, ученых и воинов, прошедших со своим руководителем более чем полмиллиона морских миль. И это при том, что средняя скорость джонок его экспедиций не превышала двух узлов — медленнее скорости идущего человека!
Исторический факт
После Чжэн Хэ джонки больше не выходили в океан. Правительства Китая и Японии закрыли свои страны от внешнего влияния, и строительство океанских джонок прекратилось. Лишь в 1846-1848 гг. построенная в Гонконге трехмачтовая джонка «Кхэйин» водоизмещением в 800 т, длиной 45 м и шириной 10,7 м совершила океанское путешествие в рекламных и пропагандистских целях. Ее маршрут был следующим: Гонконг – м. Доброй Надежды – о. Святой Елены – Лондон – Нью-Йорк – Бостон – Лондон. Таким образом, экипаж «Кхейин» (12 англичан и 30 китайцев) доказал, что джонки – вполне океанские парусники.
География экспедиций Чжэн Хэ очень обширна. Вообще говоря, флотилиям Чжэн Хэ по плечу была практически любая задача. Самой южной точкой его экспедиций был остров Тимор, находящийся всего в 600 км к северу от Австралии. Только по случайности корабли Чжэн Хэ не пошли южнее — в противном случае именно он, а не Абель Тасман открыл бы пятый континент. Отдельные корабли-разведчики (в этой роли выступали военные корабли флотилий) достигли мыса Доброй Надежды и вышли в Атлантический океан. Кто знает, возможно, в планах знаменитого адмирала был поход в сторону Америки. И если бы не ранняя смерть покровителя Чжэн Хэ — императора Чжу Ди, лавры первооткрывателя Американского континента достались бы не знаменитому Христофору Колумбу, а ему — великому адмиралу Поднебесной!
Кобуксоны
Как вы думаете, когда впервые появились корабли, защищенные броней. В период Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) — знаменитые «Монитор» и «Меримарк»? А может, во время Крымской войны (1853-1856 гг.) – французские бронированные батареи, скорость которых едва превышала 1,5 узла? Нет, гораздо раньше и не в Европе. Речь идет о корейских «кораблях-черепахах» — кобуксонах, звездный час которых пришелся на почти неизвестную у нас Имджинскую антияпонскую войну 1592-1598 гг.
Как они возникли
В мае 1592 г. огромная 300-тысячная японская армия под руководством Тоётоми Хидэёси начала вторжение в Корею. Тогда никто и подумать не мог, что через семь лет закаленные в боях самураи будут вынуждены бежать. И действительно, корейская армия в начале войны почти не оказала сопротивления захватчикам, а правитель Кореи и высшие сановники уже через месяц просто сбежали.

В итоге Япония завоевала господство на суше и на море. Это тем более удивительно, что многочисленные и неуклюжие японские транспортные джонки, практически не вооруженные, спокойно перевозили захватчикам подкрепление и припасы. Между тем корейский военный флот, который состоял из четырех эскадр, был оснащен вполне современными боевыми кораблями — парусно-весельными паноксонами .

Как часто бывало в истории, хорошим кораблям с прекрасными экипажами не везло с командующими. И в этот раз командующий одной из эскадр, адмирал Вон Гюн, завидев японские корабли, приказал уходить. Но на карту было поставлено слишком многое — целью японской армады был крупнейший в Корее порт Пусан, который защищала другая эскадра под командованием адмирала Ли Сун Сина. Он, в отличие от своего коллеги, не струсил.
В день, когда правитель Кореи трусливо бежал из столицы, Сеула, 16 июня 1592 г., Ли Сун Син смело повел на 50 японских джонок с десантом эскадру из 24 «кораблей-черепах» — кобуксонов, 15 паноксонов и 46 лодок, ласково называемых «морские ушки».
В результате двухчасового боя 40 японских джонок было потоплено, а Пусан спасен. Героями этого сражения стали изобретенные Ли Сун Сином накануне японского вторжения первые в истории человечества бронированные корабли — кобуксоны. Зная, что значительная часть японской армии оснащена сильными ружьями — арлебузами и имеет огромный опыт рукопашных схваток, адмирал предложил покрыть паноксоны панцирем из кованого железа, защитив их от пуль и стрел самураев. Чтобы предупредить абордаж, в железные листы вставили шипы. Казалось бы, возросшее водоизмещение корабля должно сделать его неповоротливым и медлительным, ведь и количество весел осталось прежним — по 15 с каждой стороны. Но, Ли Сун Син нашел выход — паруса!
Личность в истории
Герой корейского народа адмирал Ли Сун Син (1545-1598 гг.) прославился не только как флотоводец, но и как изобретатель и писатель, а также как организатор новой корейской армии. Он выиграл два десятка морских сражений с японцами и во время последнего из них в бухте Норянджин в декабре 1598 г. погиб на своем флагманском корабле.
Отличительные особенности тактики и стратегии Ли Сун Сина – активный поиск неприятеля у своих берегов. Адмирал призывал моряков смело вступать в бой с противником, каким бы сильным он ни был. Как считал знаменитый флотоводец, отличное знание своего побережья и беззаветная любовь к родине всегда обеспечат победу корейским морякам. Для того чтобы свести потери к минимуму, он призывал подчиненных постоянно учиться.
Именно эти принципы заложены сейчас в основу современного военно-морского флота Корейской Народной Демократической Республики, где для награждения офицеров, проявивших высокое мастерство и мужество в защите морских рубежей родины, в 1950 г. был учрежден орден Ли Сун Сина двух степеней.
Как они действовали
Кобуксон представлял в бою страшное и красивое зрелище. Идущий под двумя белыми или желтыми большими прямоугольными парусами и одновременно на веслах корабль выглядел очень необычно. Внешне он напоминал гигантскую черепаху длиной 30 и шириной 10 м. При этом передняя часть кобуксона была выполнена в виде головы дракона, из которой торчали пушечные стволы. Из нее пускали дым разных цветов, ставя дымовые завесы.
По бортам кобуксона располагались весла, на второй палубе в отдельных проемах-портах — пушки. Всего кобуксон мог нести до 24 орудий разного калибра. Кроме того, солдаты и матросы могли вести огонь по противнику из ружей и луков. Конструкция кобуксона была так хорошо продумана, что абордажные партии самураев могли высадиться на него лишь с кормы. Но здесь их ждал неприятный сюрприз: из-за высокой и необычной кормы кобуксона японские джонки просто не могли сцепиться с ним.

Но, кобуксон нужно было еще догнать. Идущий на веслах боевой корабль, как и японские джонки, развивал скорость 5-6 узлов. Но кобуксоны всегда действовали в окружении более легких, скоростных и маневренных паноксонов. И те и другие пушечным огнем просто не подпускали японцев к себе. Однако часто кобуксоны как флагманские корабли шли под парусами. В таком случае скорость возрастала до 8 узлов. Благодаря маневренности, которую кораблю обеспечивали гребцы, кобуксоны были абсолютно недосягаемы для японцев. Неслучайно за время Имджинской войны ни один кобуксон так и не был захвачен.
Особенности парусного вооружения кобуксонов
На немногих сохранившихся до наших дней рисунках кобуксонов и на современных моделях этого корабля парусное вооружение отсутствует. Однако по задумке Ли Сун Сина именно парус вместе с бронированием «корабля-черепахи» являлся важнейшим его техническим элементом. Потому по конструкции парусное вооружение кобуксонов резко отличалось от аналогов, установленных на джонках и панаксонах.
Рекомендуется к прочтению: Корабли парусного флота
В силу особенностей технологии корейцы не могли ткать для парусов полотна большой площади, как это было принято в Европе. Зато корейские ткачихи могли в больших количествах делать длинные, узкие и одновременно легкие полотнища из шелка. Эти полотна оригинальным способом сверху и снизу соединяли с аналогичными по длине тонкими и легкими палками, благодаря чему получали парус большой площади.

По эффективности он почти не отличался от европейских, но вот по простоте подъема на мачту и уборки с нее был вне конкуренции. С помощью простейшей системы из 2-4 блоков корейские моряки менее чем за минуту могли поднять парус из свернутого состояния на мачту и тем самым резко увеличить ход кобуксона. Мгновенно можно было и опустить парус путем отвязки блоков. Правда, на его свертывание и уборку под палубу уходило несколько больше времени, но благодаря легкости и правильности форм паруса эту операцию могли выполнить двое моряков или воинов за несколько минут.
Интересно знать
В ходе Имджинской войны корейские ремесленники снабдили свое войско разнообразным и необычным вооружением, прежде всего пушками, которых у японцев не было. Корейские пушки назывались «Земная», «Золотая», «Небо», «Чёрная» и т. д. В отличие от европейских орудий, которые стреляли ядрами и бомбами, корейские пушки стреляли ядрами, картечью и стрелами. Они могли выпускать в противника «летящий огонь» – мешок с горючей жидкостью. При вылете из ствола он разрывался, и его содержимое огненным шаром летело в сторону противника.
Наиболее страшным боеприпасом «Земной» была огромная 296-килограммовая разрывная стрела, которая летела более чем на 400 м и практически не оставляла шансов кораблю противника. Помимо пушек корейцы, в основном с кобуксонов, применяли и небольшие мортиры, называемые «Маленьким тигром», которые стреляли на короткие дистанции навесным огнем. Наиболее эффективным он был против японских анакэбонэ, так как попавшее сверху в японский «броненосец» корейское ядро прошивало корабль до днища.
Как это контрастирует с европейской системой парусов, которую обслуживали десятки, а то и сотни моряков профессионалов! Так уж распорядилась история, что Имджинская война 1592-1598 гг. стала последней войной джонок и их вариаций.

Между собой эти интересные корабли больше никогда не воевали, а весьма перспективная конструкция кобуксона как парусного корабля была быстро забыта за ненадобностью. Отныне исключительно Европа стала континентом, где появился, активно развивался и воевал парусный флот.
Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А. С.