Наш мир представляет собой цивилизацию технического прогресса. Нас окружают тысячи машин, работающих на электричестве, атомной энергии и органическом топливе. Парусный флот мы знаем только по кадрам из фильмов. Мы начали забывать слова «теплоход», «тепловоз», «газоход» и «турбовоз».
Для нас обыденность скоростные поезда, автомобили и самолёты, быстроходные роскошные лайнерыПассажирские суда, равно как и колоссальные по грузоподъемности танкеры и контейнеровозы, обладающие невиданной мощью современные корабли и подводные лодки. Все это облегчило человечеству жизнь и… сделало войны весьма разрушительными.
Однако иная сторона технического прогресса — экологические проблемы, техногенные катастрофы, современные войны с многочисленными жертвами и невиданный ранее темп жизни. В этой ситуации мы все чаще и чаще обращаемся к экологически чистым технологиям — использованию энергии ветра, солнца, приливов и отливов, внутреннего тепла Земли. А раз так, то для морских просторов наша память непременно возрождает образ величественных и красивых парусных кораблей. Именно кораблей, поскольку в сознании большинства парусники ассоциируются исключительно с этим термином, а не с более утилитарным «судно» или сложно-произносимым «плавсредство».
Вот только немногие из наших современников могут рассказать о парусных кораблях, которые входили в парусный флот той или иной страны. Да и мало их нынче бороздит просторы Мирового океана. А ведь именно на парусах человечество познало мир и освоило заморские дали. Много ролей в истории сыграли парусные корабли.
Что такое парусный корабль?
Человеческая цивилизация зародилась у воды. Озера, реки, моря и океаны всегда были для человека не только источником жизни, но и страшным препятствием, преодолеть которое в отличие от полей, лесов и гор людям было куда сложнее. Ведь для того, чтобы пройти водную преграду, человек должен был изобрести средство, которое не утонет.
Заметив, что дерево не тонет, наши предки стали использовать это великолепное свойство. Первым плавучим средством был ствол дерева. Выброшенный ветром на берег или в воду, он был подхвачен и «оседлан» человеком. Позже несколько срубленных и обтесанных стволов — бревен или пучков сухого тростника — начали связывать между собой. В результате получился плот. На нем могли поместиться несколько человек, можно было перевозить грузы, да и соорудить шалаш на этой конструкции тоже было возможно. Но любое волнение или сильный ветер приводили к разрушению плота и гибели людей. Куда надежнее выдолбить или выжечь в стволе крупного дерева углубление и получить первую лодку — челн. С помощью специально обтесанной и вырезанной доски — весла или обычного шеста как челном, так и плотом можно было управлять. Челн был легче и маневреннее плота, что очень важно для перемещения по воде, но перевозил максимум двух-трех человек.
Вскоре люди научились особым образом соединять друг с другом специально обтесанные бревна или доски и придавать им выгодную для плавания форму, а также защищать конструкцию от попадания воды внутрь, дополнительно проконопатив ее. Только тогда и смог появиться корабль. Стоп! Правильнее сказать судно, инженерное сооружение, которое способно двигаться по воде. Но так уж сложилось в нашем сознании, что этот термин употребляется больше как специальный — «средство для перевозки пассажиров или грузов по воде, для научных исследований либо для рыбного промысла».
Для нас же такое инженерное сооружение привычнее называть кораблем, а все, что поменьше, катером или лодкой. И если последние понятия верны, то в отношении корабля все куда сложнее. Ведь корабль (рот греч. καραβiov – “круглая коробка”) с древности отличается от судна тем, что это плавучее, исключительно самоходное инженерное сооружение (суда могут быть и не самоходными), но обязательно вооруженное, то есть приспособленное для ведения боя на водной глади. Значит, оно несет военно-морской флаг и команда на нем военная.
Так почему же мы с детства упорно называем все крупные плавучие конструкции кораблями? Ответ находится в истории — со времен парусного флота судно с полным парусным оснащением, или, правильнее сказать, вооружением, называлось кораблем. Хотя и тогда под этим термином понимали именно большое военное судно. И пусть сегодня красавцев-парусников в мире осталось совсем мало, да и оружия они лишились, сохранилось название, которое прочно закрепилось в нашем сознании.
Парусные суда и весельно парусные корабли Древнего Египта
Заманчивая и простая идея — использовать силу ветра для движения корабля. Очень заманчивая. Но прежде чем это стало реальностью, человек сотни лет на ощупь подбирался к созданию парусного корабля. Ведь мало построить судно и прикрепить к мачте парус. Нужно «приручить» ветер и сделать так, чтобы сооружение не развалилось ни от удара волн, ни от силы ветра. А главное — следовало научиться уверенно находить путь на однообразных и часто штормящих морских просторах. Но пока этого не произошло, корабли ходили на веслах…
Первые корабли
Принято считать, что первые суда появились около 5000 г. до н. э. в Древнем Египте. Предназначались они для перевозки по Нилу крупных каменных блоков для строительства храмов, дворцов и знаменитых пирамид, а также для перевозки скота на дальние пастбища и войск к местам отдаленных сражений.
Почти все пространство такого судна отводилось под тяжелые и габаритные грузы, поэтому управлялось оно веслами. Гребцов легко рассаживали вдоль бортов, а поставить мачту с парусом было уже невозможно. Ходили такие суда исключительно вдоль хорошо знакомых речных берегов и очень медленно. Вряд ли они перемещались быстрее идущего человека, ведь вниз по Нилу они шли по течению, а вот вверх — используя силу гребцов, которых контролировали воины, поэтому мы можем считать такие суда кораблями.
Кроме перевозки грузов египтяне издревле использовали реки для ловли рыбы. Для этого они строили легкие и простые суда из связанных пучков папируса. Иметь на таких судах гребцов было невыгодно. Ведь если на крупные суда, принадлежащие государству, на весла можно было посадить рабов, то на рыбацких лодках все делали сами рыбаки из одной семьи или группы односельчан. Они же и строили лодки. Для обеспечения продольной прочности такой ладьи ставили мачту, напоминающую вытянутую букву А. Через нее протягивали канат, связывая носовую и кормовую части лодки. Мачта была высокой и заметной, потому древние египтяне на поперечной планке — рее — стали поднимать неводы и одежды. Ветер развевал их, и, чтобы ткань не улетела, снизу ее другим канатом привязывали к ладье. Так появился парус — льняной, прямой и узкий.
Рекомендуется к прочтению: Корабли парусного флота
Простые папирусные ладьи могли свободно двигаться и маневрировать уже по всей реке, причем гораздо быстрее, чем тяжелые «грузовики». Да и в море они иногда выходили, ведь сила дующего прямо в парус ветра оказалась куда больше силы речного течения. Вёсла (от двух до шести) использовали как рули. При необходимости такая ладья ходила и полностью на веслах. Впоследствии по образцу папирусных лодок, египтяне стали строить деревянные парусно-весельные речные и морские судна, собранные из плашек акации.
Парусный флот – Ладьи Фараонов
Столь неожиданно открывшиеся качества египтяне попытались развить, превратив маленькие, длиной не больше 14 м, суденышки в крупные деревянные корабли для дальних путешествий по Нилу в загадочную страну Пунт, расположенную на территории нынешних Судана и Эфиопии. Первую военно-торговую экспедицию в страну Пунт организовала знаменитая царица Хатшепсут (1496-1476 гг. до н. э.). На посланных ею в дальнее путешествие кораблях длиной до 28 и шириной до 5 м уже были мачты-однодневки, которые поднимали огромные прямые паруса, держащиеся на двух реях: верхнем и нижнем. Для размещения воинов в носу и на корме сделали две специальные площадки, центр судна освободили для 30-60 т груза. По бортам на скамьях разместили по 15 гребцов. Но теперь они обеспечивали движение только против течения.
После знаменитой экспедиции египтяне стали мирно путешествовать на этих судах вдоль побережий Красного и Средиземного морей и сразу же столкнулись с пиратами и «народами моря».
Для борьбы с ними при египетских фараонах, начиная с Рамзеса II (1279-1213 гг. до н. э.), стали строить боевые корабли длиной от 30 до 40 м. Они имели вытянутый корпус с прочным поперечным набором (ряд досок, из которых формировался корпус), опиравшийся на мощный килевой брус. Это позволило отказаться от продольной стяжки корпуса канатом, хотя его продолжали использовать. Брус проходил вдоль всего днища корабля и в носовой части заканчивался обитым железными листами надводным тараном в форме головы быка. На далеко выступающей корме крепилось одно, но крупное рулевое весло.
Фальшборт (ограждение по краям наружной палубы) высотой до 80 см защищал гребцов от вражеских стрел и камней. Главными воинами такого корабля были лучники и пращники, которые размещались на носу и корме на специальных площадках — кастелях.
На верхушке мачты появилось «воронье гнездо» — плетеная корзина, где находился лучник или пращник-сигнальщик. К предстоящему сражению в Египте готовились основательно: военный флот был заранее сосредоточен в бухтах, побережье укреплено заграждением в виде частокола, за которым расположились войска.
Мы не знаем, когда точно, как и насколько долго происходило морское сражение с «народами моря», было ли оно одно. Но, судя по рельефу в храме Мединет-Абу, сражение проходило у побережья. Египетские военные корабли действовали активно, крупными группами с максимальным экипажем, который состоял исключительно из воинов. Передвигались они на веслах, паруса были убраны. Возможно, это было связано с тем, что по задумке фараона, который управлял действиями флота с берега, корабли не должны были уходить далеко, чтобы флот и армия могли нанести одновременный удар по врагу. Это получилось, и вторжение «народов моря» было отражено. Несмотря на то, что Рамзес III командовал флотом с берега, мы с полным основанием можем назвать его первым в истории флотоводцем.
Как ни хороши были корабли Древнего Египта, но основным средством движения на них были весла, а одинокий, хотя и большой парус выполнял вспомогательную роль. Подданным фараонов иного не требовалось. Их простые корабли не всегда выдерживали мощные потоки ветра, а ориентирами для плавания служили лишь хорошо знакомые берега. Весла в этих условиях были выгоднее паруса.
Личность в истории
Первым известным нам флотоводцем следует считать знаменитого фараона Древнего Египта Рамзеса III (1185-1153 гг. до н. э.). На восьмом году своего правления (около 1177 г. до н. э.) во главе древнеегипетских армии и флота он был вынужден отражать вторжение так называемых «народов моря». Современная наука до сих пор четко не может сказать, кем они были. Известно лишь, что под этим названием можно понимать огромное число племен, живших на территории от современной Сицилии до Сирии, хотя наибольшее количество их, видимо, первоначально проживало на Крите.
Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А. С.