Никто не может с полной уверенностью сказать, где появилось первое плавсредство человечества. Скорее всего, это был обычный ствол дерева, на котором охотники переправлялись через тихие реки, используя собственные ладони и ноги для движения. Потом люди догадались связать бревна вместе, а в руки взять шесты и весла, намного увеличив свои возможности. Дальше пришел черед паруса и руля, а потом наши предки смогли придумать лодку.
Среди первых создателей лодки чаще всего называют жителей Египта, по вполне понятной причине. Каждый год Нил выходил из своих берегов, затапливая и одновременно насыщая влагой и удобряя землю. Все возвышенности превращались в различные по величине островки, отрезая целые селения друг от друга. Пересекать водные пространства вплавь или вброд было невозможно, из-за смертельно опасных нильских крокодилов, не упускавших возможность полакомится неосторожным пловцом.
Естественно, люди научились делать простейшие вначале средства для безопасного и удобного передвижения по воде. Так как берега Нила не могли похвастаться изобилием лесов, а пальмы служили источником ценных плодов, то для постройки лодок египтянам пришлось использовать папирус и его замечательную плавучесть. Вероятно, первые египетские лодки напоминали связанные вместе пучки папируса. Так как через срез на торцах стеблей этого растения проникала вода, то их концы начали приподнимать вверх, во избежание намокания. Есть данные, что торцы тростника окунали в расплавленный битум, обеспечивая хорошую герметичность.
Несомненно одно — первые лодки были своеобразным гибридом камышового плота и лодки, не имея даже бортов. Но они были первыми и прекрасно служили для ловли рыбы, охоты и перевозки небольших, не боящихся влаги грузов. Приблизительно 7 тысяч лет назад такой гибрид плота и лодки трансформировался в первую барку, сбоку похожую на серп, с характерными кормой и носом, сильно загнутыми вверх. Связанный в пучки папирус, надежно стягивался прочными канатами, которые являются одним из узнаваемых элементов ранних кораблей Древнего Египта. В то время будущие мореплаватели еще не умели делать прочную обшивку корпуса.
Плавсредства эволюционировали, становились крупнее с большей грузоподъемностью, требовавших намного большего усилия для того чтобы заставить их двигаться. Не удивительно, что именно строителям пирамид приписывают изобретение уключин, к которым весла крепились с помощью веревочных петель, что позволяло грести с гораздо большим усилием и достигать скорости 10-13 километров в час. Благодаря торговле между Египтом и финикийцами возросли поставки дерева, что дало новый толчок для создания деревянных кораблей.
Раскапывая египетские гробницы III династии, археологи обнаружили изображения судов для перевозки грузов, для движения которых использовались не только весла, но и парус. Некоторые рисунки додинастического периода, датируемые возрастом в 4 тысячи лет до нашей эры, тоже несут изображение узкого, прямоугольной формы паруса на двуногой мачте, немного напоминающей циркуль с горизонтальными перекладинами. Такая мачта служила одновременно и лестницей, но была плохо приспособлена для маневра. О движении против ветра не могло быть и речи. Канаты крепили вершину мачты к носовой и кормовой части грузового судна, обеспечивая необходимую прочность. Крепилась канатами к корме, как на растяжках и рея. По обе стороны кормы было установлено по три рулевых весла. Вероятно, количество рулевых весел было разным в зависимости от модели корабля. Что касается весел, то судя по всему ими гребли как на пирогах и каноэ — без упора, убирая при ненадобности.
Обшивка, собиравшаяся из прекрасно обработанных акациевых досочек, не имела достаточной прочности, поэтому египтяне натягивали вдоль бортов крепкий канат на специальный стойках, и дополнительно туго обматывали им весь корпус. Наличие палубы было еще одним шагом к созданию настоящих кораблей. Такие суда применялись для различных целей, в основном на реке Нил и в его дельте. Их длина была от 14 до 20 метров, при ширине 2-5 метров.
Примерно за 2 600 лет до нашей эры египетские кораблестроители стали применять одноногую мачту, в том виде, который известен в современном мире. Корабли становились все больше, совершеннее и быстроходнее. Торговля становилась все оживленнее, что привело, в 1 500 годах до нашей эры, к созданию торговых суден, предназначенных для перевозки товаров на дальние расстояния. Среди новшеств следует отметить кормовой и носовой брусья, со специальными шипами для крепления досок обшивки корабля. Носовой свес стал меньше, а рулевые весла наоборот, выросли в размерах и стали закрепляться в надежных уключинах.
Правда «детские болезни» египетского флота никуда не исчезли. Продольная прочность оставляла желать лучшего. С этой проблемой египтяне справлялись старым, но проверенным способом — крепко стягивали канатом на опорах. Корма и нос были оборудованы огражденными площадками для капитана и рулевых. Единственный прямоугольный парус был натянут между двумя реями. В роли якоря выступала каменная глыба на прочном плетеном канате. Обычное водоизмещение таких суден было от 60 до 80 тонн. Для перевозки строительных материалов и каменных изделий большого размера, строились суда покрупнее. Выше планшира фальшбортов протянулась цепочка уключин, представлявших собой колья, к которым привязывались весла небольшой длины, с остроконечными лопастями. Носовую оконечность судна украшала пара нарисованных глаз, а на корму наносились магические, охранные знаки, что по верованиям древних мореплавателей делало плавание более безопасным.
Несомненно все плавсредства, в случае необходимости применялись и для военных целей. Но одно дело перебросить группу воинов или разведчиков, а другое — полноценные боевые действия. Примерно за 1 200 лет до нашей эры египтяне начали создавать полноценные боевые корабли. Они отличались от торговых суден длинным, вытянутым корпусом и усиленным в продольной, и поперечной части, каркасом, что дало возможность отказаться от обвязывания корпуса канатом как в торговых судах. На сильно выступающей назад корме устанавливалось одно большое рулевое весло, обеспечивающее хорошую маневренность в бою.
Лавки для гребцов одновременно придавали дополнительную прочность бортам и всему корпусу в целом. Фальшборт, высотой около 80 сантиметров, надежно укрывал гребцов от стрел противника. Лучники размещались в корзине на верхушке мачте, и на защищенных от обстрела носовых и кормовых площадках. Хищный образ грозы морей подчеркивал таран в виде головы разъяренного зверя. Бившие на полторы сотни метров египетские луки были важнейшей боевой силой военного корабля, размером от 30 до 40 метров длины, а удар тарана почти гарантировано топил неприятеля.
Египтяне активно перенимали опыт финикийцев, сооружая суда из лучших пород хвойных деревьев, доставляемых с Финикии, территории, где сейчас находится Ливан. Поддерживая свою славу строителей самых высоких сооружений и скульптур, египтяне начали строить корабли гиганты.
Начало было положено в царствование царицы Хатшепсут, жившей за 1 500 лет до нашей эры, которая приказала построить судно длиной 63 метра и шириной в 21 метр. Борта возвышались над водой на 6 метров, а водоизмещение достигало полторы тысячи тонн.
Этот монстр был создан для того, чтобы перевезти по Нилу пару гранитных обелисков весом 350 тонн каждый, от Асуанских скал до священного города Фивы. Справедливости ради нужно добавить, что этот исполин являлся по сути баржей, не способной двигаться самостоятельно. Его тащили за собой лодки на буксире. Все что мог капитан судна, так это корректировать движение исполина с помощью двух пар рулевых весел.
Но это был далеко не самый большой корабль Древнего Египта. Египтяне воевали с греками, и естественно соперничали с ними и в корабельном деле. Когда в знаменитых Сиракузах было построенного громадное торговое судно, которое прозвали «Сиракузянка», длиной около 90 метров, и водоизмещением более 4 000 тонн, то египтяне построили в ответ своего исполина, длиною 128 и шириной 17 метров. Высота бортов его достигала 22 метра, а мачта возносилась над морской гладью на высоту 14-этажного дома. Водоизмещение этого чуда было меньше «Сиракузянки», в создании которой в роли помощника главного архитектора Архия, участвовал сам Архимед.
Почувствовав свою силу, фараоны Древнего Египта не только строили пирамиды, храмы и обелиски. Они активно занимались захватом близлежащих земель, приумножая свое богатство, пленяя рабов и открывая новые земли. Свою единственную реку — могучий, разливающийся раз в году Нил они обследовали на протяжении более двух тысяч километров. Это доказывает его карта, изображенная на саркофаге. Не зная ничего о верховьях Нила, они были знакомы с Нубией и живущими там черными людьми. Изображения черных рабов встречаются на настенных рисунках храмов древних богов.
В неспокойном Средиземном море египтяне не только торговали, но и воевали, часто занимаясь банальным пиратством, что тогда было в порядке вещей. Их нельзя было назвать выдающимися мореплавателями, но в то же время следует помнить, что мы, как ни изучаем прошлое Египта, все равно знаем о нем очень мало. Точно доказано, что они посещали территорию Ливана, Кипр, Грецию и ее острова, Италию. Сегодня путешествовать по средиземному морю легко, благодаря современному судоходству и множеству туристических фирм onlinetours.ru/goryashchie. Но и в древности египтяне уже посещали территорию Ливана и Туниса, да и все остальное побережье Средиземного моря.
Красное море это по сути громадный, сильно вытянутый в северо-западном направлении залив Индийского океана с самым насыщенным жизнью подводным миромЧудеса света в подводном мире, при удручающе безжизненных берегах, где властвует безводная пустыня. Идеальное место для ловли рыбы и путешествий на неведомый юг. Неудивительно, что египтянам принадлежат лавры одних из первооткрывателей античного мира. Они первыми достигли Баб-эль-Мандебсктй пролив и оказались на просторах Аденского залива Индийского океана. Точно известно, что египетские мореплаватели достигли загадочного, «божественного края» Пунт, откуда привозили ладан и мирру. Деревья, которые дают эти ароматные смолы, растут как на юге Аравийского полуострова, так и на Африканском континенте.
Несомненно, египетские мореплаватели открыли и берега Йемена и земли, где сейчас расположено государство Сомали. Вполне вероятно, что они могли обогнуть Сомалийский полуостров и достичь Кении. Так, как среди привезенного кораблями груза, были небесно-синие и изумрудно-зеленые самоцветы, которые встречаются в одной Индии, то некоторые ученые доказывают, что эта загадочная страна является современным Пакистаном. Другие исследователи утверждают, что легендарный Пунт находилась в Африке, а то и на берегах черноморской Колхиды. Доставлялись с благословенных мест золото, серебро и сплав этих драгоценных металлов, который назывался электрум, а также шкуры диких животных и ценные породы деревьев нужных для строительства надежных кораблей. Упоминается то, что часть населения жила в домах на сваях, а правители имели белую кожу и светлые волосы.
Первое упоминание о путешествии в те края упоминается при правлении фараона Сахура, в 2 400 году до нашей эры. Отправной точкой экспедиции был верх Суэцкого залива, от которой мореплаватели спустились на юг. Были открыт архипелаг Дахлак, затем Ханиш и открыт узкий Баб-эль-Мандебский пролив между Африкой и Аравийским полуостровом, который является единственной связью Красного моря с Индийским, а значит и Мировым океаном. Египтяне достигли «зеленой воды» о которой упоминали в своих документах.
Куда плыть дальше? Вдоль берегов Африки, так чтоб видимая земля находилась с правой стороны, или повернуть в неведомые дали востока? Как уже упоминалось выше — египтяне твердо знали, что в неведомых верховьях Нила жили племена черных людей, а вот то, что их ждало на востоке, они знать не могли, хотя и не исключена подсказка местных племен. Очень вероятно, что капитан выбрал курс на восток. То, что мореплаватели страны пирамид знали о существовании островов Курия-Мурия известно точно. От них уже недалеко до острова Масира, а затем и до Ормузского пролива, с которого они определенно могли увидеть берега современного Ирана. А там уже одна, максимум две недели пути до Индии.
Никто не может в наше время утверждать, что точно знает местонахождение «Страны Богов». Но большой объем доставленного товара доказывает, что это не просто благословенная и богатая ресурсами местность, а крупное, достаточно развитое государство. Сомнительно чтобы египтяне сами добывали драгоценные самоцветы или рубили и доставляли из горных лесов кедровые деревья. Тем более сомнительно, их торговля с полуцивилизованными народами, в которых они видели, в первую очередь, будущих рабов. До настоящего времени так и не обнаружено на восточном побережье Экваториальной и Южной Африки мощного, сильно развитого государства, а Нубия была хорошо знакома жителям Древнего Египта.
То, что житель страны пирамид достигали не только берегов Пакистана, но и Индии говорит и такой факт. В 1837 году географ Джорж Грей исследовал почти неизученные берега Юго-Западной Австралии. Исследуя реку Гленелг, его корабль напоролся на подводные камни и стал тонуть. Команде и самому Грею удалось спастись, но до ближайшего населенного пункта, поселка Перту было много дней пути по труднопроходимой местности. Настоящий ученый всегда остается ученым. Так и тут — во время очередного привала географ решил осмотреть небольшую пещеру и внезапно для себя обнаружил там наскальные рисунки, в которых увидел сильное сходство с петроглифами Древнего Египта. Джорж Грей предусмотрительно показал находку своим спутникам, зная, что ему одному никто не поверит, настолько диким было предположение, что Австралию посещали древние египтяне.
Но в 1931 году археолог Майкл Терри нашел подобные рисунки в центральной части Австралии, на скале в 10 метрах над землей. А в 1975 году в сотне километров от Сиднея, в укромном месте среди скал Национального парка Нового Южного Уэльса была обнаружена новая находка. Около 250 иероглифов, различной степени сохранности, покрывали обе стены скромной пещерки, больше напоминающей грот. Сразу появилось предположение, что это розыгрыш, тем более что рисунки оказались древнейшим стилем древнеегипетского письма, который знали всего несколько египтологов в мире.
Но известный ученый, Рей Джонсон, сумел расшифровать надпись. В ней сообщалось о кораблекрушении посреди «странной и враждебной» земли и гибели от укуса змеи капитана, который оказался сыном Джедефра. Известно, что этот фараон правил Египтом после Хеопса. Описывался ритуал погребения и то, что они в память о сыне фараона построили пирамиду. Похожие на пирамиду сооружения находятся поблизости от надписи, как и в других местах. Их древность не вызывает сомнения. Если принимать это сообщение за истину, то следует признать, что еще 4 500 лет назад люди могли путешествовать от берегов Нила до Австралии. А, легенды и предания австралийцев рассказывают о светлокожих, голубоглазых людях приходящих с моря.
Следует упомянуть о колодцах, вырубленных в скальном массиве около города Маккай и о найденной австралийским фермером в 1909 году древнегреческой монете времен Птолемея IV, правившего Египтом в 221-203 годах до нашей эры, и о сравнительно недавно найденной каменной фигурке скарабея. Была в свое время найдена и фигурка бога Тота, с символом жизни в руке. Неизвестный скульптор изобразил его в теле обезьяны. Коренные жители пролива Торреса мумифицировали своих умерших, по технологии Египта, а на Новой Зеландии в пещере была обнаружена мумия человека, в котором признали египтянина, умершего не менее 2 000 лет тому назад, что особенно странно. Если Австралию можно достичь, буквально не упуская землю из вида, то Новую Зеландию отделяет от Новой Каледонии более 1 000, а от Австралии — 1 700 километров.
Есть свидетельства таких путешествий и в самом Египте, что доказывает, что египтяне не только сумели добраться до Австралии, но и возвратиться на родину. К удивлению ученых было найдено окаменевшее тело кенгуру, а мумия женщины, умершей 3 000 лет назад была забальзамирована маслом эвкалипта, который, как известно, растет только в Австралии и Новой Гвинее. Бумеранги Древнего Египта известны давно, и хотя они разительно напоминают австралийские, считалось, что они могут лететь только прямо. Недавно выяснилось, что они прекрасно возвращаются к хозяину.
Конечно, корабли египтян не рисковали выходить в открытый океан, стараясь плыть только в светлое время суток, не выпуская из своего зрения берег, но и этого было достаточно для новых открытий, особенно в то время. Мы можем только догадываться, где побывали, и какие края видели первопроходцы Древнего Египта. Слишком мало осталось письменных свидетельств того времени. Известно, что египтяне знали и посещали остров Сокотра, расположенный в двух сотнях километров от восточной оконечности Сомалийского полуострова, а значит не только у самого берега, плавали их корабли.
Путешественник Тур Хейердал решил доказать, что древние мореплаватели могли пересекать океаны, для чего в 1969 году была построена тростниковая парусная лодка Ра-I. Первая попытка не увенчалась успехом. Корпус лодки разрушился под воздействием волн. На следующий год была построена вторая лодка, над созданием которой трудились мастера с южноамериканского озера Титикака. Ра-II с международным экипажем смог пересечь Атлантический океан и достичь острова Барбадос. Но, справедливости ради, Хейердал только доказал возможность такого путешествия и то в одну сторону.
Хочется упомянуть про путешествие, которое произошло 600 лет до нашей эры, когда по преданию, финикийский корабль, повинуясь приказу фараона Нехо II отправился в путешествие от Синайского полуострова вокруг Африки и в конце третьего года вернулся в Египет миновав Гибралтар. Каким бы невероятным не казалось это путешествие, нельзя отбросить слова команды корабля, утверждавшую, что почти половину путешествия солнце светило на севере. Ведь люди тогда не знали, что Земля имеет форму шара. Сейчас мы можем совершить виртуальное путешествие по всему миру благодаря Интернету или здесь же, во всемирной паутине, в два клика забронировать тур onlinetours.ru. Но не стоит недооценивать опыт и мастерство наших предков, как и их тягу к новым знаниям и открытиям.