1790 год для Санкт – Петербурга выдался тяжелым и одновременно победоносным. Король Швеции дважды попытался завоевать город, но обе попытки так и остались неудачными, благодаря сильному российскому флоту и его командованию. Впоследствии Екатерина II достойно наградит А.И. фон Круза и других членов команды за отважное морское сражение со шведами.
История
2 июня 1790 года у мыса Красная Горка сошлись два сильных морских флота. Шведской эскадрой командовал Карл Зюдерманландский, а русское правление было отдано в руки знаменитого и опытного вице-адмирала Александра Ивановича фон Круза. Красногорское сражение и его исход не мог предвидеть ни один российский адмирал, а вот шведский король заочно праздновал свою победу. Густав III по сравнению с Екатериной II очень тщательно подготовил свой флот к наступлению. Для сравнения сил можно привести следующие цифры. К мысу Красная Горка подошли 17 линейных русских кораблей и 12 фрегатов, в противовес шведами были выставлены 22 линейных корабля, 12 фрегатов и большое количество дополнительных судов. Артиллерия на шведских кораблях была самой мощной, а экипаж состоял из профессионалов, к сожалению, на русских кораблях дело обстояло с точностью наоборот. Впоследствии историки напишут, что эта морская победа русскому флоту досталась только чудом и с Божьем вспоможением.
Сражение морских великанов
На рассвете 2 июня русский флот начал наступление, однако, шведы не ринулись в бой, а отошли на отдаленное расстояние вглубь моря. Такой маневр А.И. фон Круз посчитал почти победой, думая о том, что шведы, увидев русский флот, все же переоценили свои силы и решили не вступать в открытое сражение. Ночь русские корабли провели недалеко от местечка Толбухин маяк. Опровержение своему заблуждению Круз получил на следующее утро, когда вражеские корабли под парусами выступили на российскую эскадру. В первом сражении русские корабли были обстреляны, а экипаж заметно поредел. Отличный морской стратег адмирал Сухотин был тяжело ранен и не смог бы продолжать бой, не придя ему на помощь А.И. фон Круз. Такая отважная взаимопомощь дала возможность в первом «раунде» остаться русским кораблям и фрегатам в своем большинстве на плаву. Наступление прекратили погодные условия, наступил штиль. Такая небольшая передышка дала возможность Густаву III прислать на помощь еще около 20 судов для подкрепления сил.
К вечеру «морские великаны» снова сошлись в неравном бою. Казалось, что вот-вот шведы одолеют русского адмирала, но каждый раз победа ускользала из их рук. Разного вида маневры русских кораблей не давали подходить вражеским кораблям на близкое расстояние, поэтому, даже при хорошей шведской артиллерии обстрелять русские корабли не получалось. А вот русский экипаж нещадно простреливал наступающие корабли, заставляя их с усилием держаться на плаву. Первый день сражения прошел для обоих флотов не без последствий. Большинство русских кораблей и фрегатов требовали скорейшего ремонта, экипаж отдыха и подкрепления. Шведское командование всю ночь разрабатывало план и так же ждали от Густава III подкрепления.
3 июня корабли снова сошлись в бою. Русские корабли, предвидя артиллерийские обстрелы, выставили эскадру таким образом, что пули рикошетили, но не наносили значимого ущерба. Сражение русского флота было скорее оборонительным, чем наступательным, как будто Круз ждал подмоги. И подмога пришла, в лице В.Я. Чичагова. 10 линейных кораблей отогнали в Выборгский залив корабли неприятеля. Заблокированным кораблям на помощь пришел сам король Швеции и с помощью неимоверных усилий и тяжелых потерь шведский флот вышел из своего неожиданного заточения.
Выводы и потери
Несмотря на то, что изначально морские силы были неравными, победа русскому флоту досталась с минимальными потерями. Со стороны русских числилось примерно около 2 000 погибших, шведы потеряли около 8 000 членов экипажа. Корабли с обеих сторон были изрядно подбиты и требовали серьезного ремонта.
В конце июля все же состоялись мирные переговоры между враждующими сторонами, вследствие чего был подписан 3 августа 1970 года Верельский мирный договор. Санкт-Петербург и его морской флот ликовал.