Сайт нуждается в вашей поддержке!
Категории сайта

«Круглые» парусники Северной Европы

Присоединяйтесь к нашему ТГ каналу!

Как это ни парадоксально, но привычный для нас тип парусного корабля возник абсолютно самостоятельно в Западной и Северной Европе.


И это несмотря на то, что столетия античной цивилизации выработали вполне пригодный для развития чистый парусник — римскую торговую корбиту.

Почему возникла отдельная линия развития

Для многочисленных транс­портных перевозок между землями норманнов исполь­зовали иной тип парусновесельного судна — кнорр. Фактически это был обычный шнеккар крайне упрощенной конструкции, особенно по корпусу. Создатели кнорра ориентировались в первую очередь на его грузоподъем­ность, для чего объем корпуса должен быть больше, нежели у боевого шнеккара. Для этого обводы корпуса сделали мак­симально полными или окру­глыми, что превратило кнорр в парусник со скромными скоростными и маневренны­ми характеристиками.

Реплика когга
Построенная в современных Нидерландах реплика раннего западноевропейского когга

Возникшие в Скандинавии норманнские королевства ста­ли торговать со странами побережья Балтийского и Север­ного мо­рей. Кнорр полностью подходил для этих целей, за исключением одного качества объема, ведь изна­чально этот грузовой парусновесельный корабль предназначался для перевозок небольшого количества груза в прибрежных водах Скандина­вии. Развитие тор­говли потребовало резкого увеличе­ния перевозимого на отдельном судне груза и вы­нудило купцов построить парусник более приспособленный, чем кнорр.

Это привело к созданию в сере­дине X в. «круглого» корабля — когга. На нем в отличие от кнорра появился киль (руль), а корпус с соотношением длины к ширине 3:1 получил более высокий борт — специально для плавания в открытом море вдали от берегов. Борт также позволил резко увеличить объемы судна и сделать его палубным, что, в свою очередь, дало возможность предусмотреть на корабле отдельные помещения для груза и экипажа.

Эволюция типа

Так, в Западной Европе по­явился чисто парусный корабль. Мы не оговорились — именно корабль, хотя и приспособленный для перевозки грузов в торговых целях. Почему же мы называем когг кораблем? Дело в том, что ввиду общей слабости средневековых европейских государств, и са­мое главное — феодальной раздробленности IX-XVI вв., создалась идеальная обста­новка для появления пиратов. По этой причине каждый когг оборудовали одной-двумя боевыми площадками (зубча­тыми надстройками) на носу и корме, которые при необ­ходимости занимали воины. С этих площадок они могли вести стрельбу, их также можно было использовать и для абордажа, то есть когг был и торговым судном, и бое­вым кораблем.

Кнорр
Кнорр имеет принципиально другую форму, нежели драккар и шнеккар

На протяжении 600 лет когг совершенствовали. Сначала его корпус набирали по ста­ринке — к длинному брусу, выполнявшему роль киля, кре­пили доски, каждая из кото­рых шла выше и под большим углом, чем формировался раз­вал бортов (обшивка внакрой). Эта система отличалась простотой, но имела недостаток: размеры корабля за сто­летия почти не увеличились, так как были ограничены длиной досок. В середине XIV в. английские корабле­строители впервые применили систему шпангоутов (своего рода скелета судна). Именно к ним можно было прибивать доски различных размеров, благодаря чему появилась возможность увеличить размеры корабля.

Первоначально когг нес един­ственную мачту с прямым парусом площадью 200 м². На корабле устанавливали бушприт с крутым градусом подъема, но использовали его только для поддержания нижней кромки единственного паруса и крепления якорных канатов.

Региональные особенности коггов
На почтовых марках Польши и Кампучии представлены региональные особенности коггов. Слева – типичный североевропейский, в основном торговый, справа – средиземноморский, военный

В Северной Европе, где когги использовали в основном как торговые суда на часто штор­мящих Северном и Балтий­ском морях, их корпус отли­чался большой полнотой и непрерывным высоким, до 5 м, бортом. В Южной Европе, на Средиземном море, борт когга (он же неф), был низким, до 3 м, но его носовая и кормовая части с надстройками были значительно подняты. Благодаря этому обеспечива­лась необходимая мореход­ность и лучшая возможность взять противника на абордаж, так как воинам было гораздо легче всходить на площадки.

Рекомендуется к прочтению: Маневрирование судна в узкостях

К XV в. корпус когга увеличился до 25-28 м (вместо 15-20 м), боевые площадки преврати­лись в надстройки, органично вписанные в конструкцию корпуса корабля. Это привело к необходимости установить две и даже три мачты, уве­личив площадь парусного вооружения корабля. Несмо­тря на то что на бизань-мачте практически всегда подни­мали косой парус, эффективность всего парусного вооружения многомачтового когга почти не изменилась по сравнению с одномачтовым. Причин две. Во-первых, увеличение размеров когга не сопровождалось адекватным покрытием образовавшейся площади парусами. В ре­зультате стоящие доволь­но далеко друг от друга паруса пропускали необходимые потоки ветра. Более эффективный при смене ветров латинский парус в лучшем случае мог участвовать в маневрирова­нии корабля. Во-вторых, резко, с 250 до 550 т, возрос­ло водоизмещение когга, но при этом конструкция кор­пуса (особенно подводной его части) осталась неизмен­ной, из-за чего гидродинамические свойства преодолевать сопротивление воды, не изменились. Судну требовался корпус нового типа, и он появился.

Хольк и каракка – заявки на будущее

Побережье современных Ни­дерландов и Бельгии всегда отличалось не только удоб­ным выходом в богатое рыбой Северное море, но и много­численными мелководьями. Из-за этого распространен­ные у североевропейских купцов когги часто садились на мель.

Чтобы снять дорогой груз, а иногда и команду с по­терпевшего бедствие судна, местные жители — фламандцы и фризы — использовали небольшие лодки со скруг­ленным корпусом — хольки (долбленый кряж). Размеры хольков постепенно росли. Это привело к появлению в XII в. небольших рыболовных судов, специально созданных для Северного моря.

Реплика когга
Реплика когга, построенная в Германии в XI веке

Округлый корпус холька хорошо противостоял северо­морской волне. Скругленные обводы в подводной части его корпуса позволяли легко сходить с мели, чего не мог сделать плоскодонный когг. Условиям Северного моря хольк как транспортное судно отвечал лучше, чем когг.

Исторический факт

В XII—XVII вв. в Северной Европе существовало мощное объединение более чем 200 торговых и портовых городов, получившее название Ганзейский союз, или Ганза. Ганза вела не только обширную торговлю по всему побережью Балтийского, Северного, Норвежского морей и пролива Ла-Манш, но и занималась самостоятельной внешней политикой. Она строила крепости, содержала собственную армию, поддерживала пиратство и даже формировала его флотилии. Однако бойкая торговля Ганзейского союза от пиратов и страдала. Но во всех случаях основной рабочей лошадкой Ганзы были разнообразные вариации когга, ставшего ее настоящим символом.

В итоге, несмотря на то, что хольк возник как самостоя­тельный образец парусника, по принципам своего развития и выполняемым функциям в XIV в. он стал фактически разновидностью когга и раз­вивался параллельно с ним. Одновременно с хольком кораблестроители всех стран За­падной Европы трудились над увеличением размеров когга и улучшением его парусного вооружения. В результате в начале XV в. появилась каракка — крупное трехмачтовое судно с корпусом более округлой, чем у когга, формы. Новый корабль был эффективнее, чем два предыдущих типа.

Каракка
Каракка XV века

Главная особенность каракки — резко возросшая эффективность парусного вооружения. По сравнению с трех­мачтовым коггом на ней крепили паруса новых типов — марсели (верхние паруса на ос­новных мачтах корабля) и блинд — прямой па­рус, который ставили под бушприт. В итоге возросла площадь парусов и увеличи­лась их способность ловить ветер. Каракка стала первым в мире типом парусника, конструкция которого изначально предусматривала размещение пушек. В результате появилась возможность создать полностью боевой парусный корабль.

Как воевали «круглые» корабли

Когг хотя и был транспортным судном, но повоевать ему пришлось. Тактика моряков не отличалась оригиналь­ностью. Завидев против­ника, капитан направлял корабль в его сторону. В это время вооруженные луками и арба­летами воины за­нимали позиции на зубчатых помостах и примерно с 200 м осыпали врага стре­лами. После того как корабли противников сближались и сцеплялись, начинался абор­дажный бой. Воины, отложив свои луки и арбалеты, обна­жив холодное оружие, с обеих площадок перебирались на корабль врага. Теоретически, в Северной Европе натиск был мощнее, так как воины могли перебираться на враже­ский корабль и через борта. Однако из-за их большой вну­тренней высоты, атакующие быстро теряли силы и темп атаки, а потому такая тактика использовалась не всегда.

Каррака «Иисус из Любека»
Каррака «Иисус из Любека» – один из кораблей, принадлежавших ганзейскому союзу. 1546 г.

В южных водах, где господствовал неф, корабль противника непрерывно атаковали с двух надстроек, куда спокой­но взбирались воины атакую­щего корабля.

Крупнейшим сражением «круг­лых» кораблей стала морская битва в бухте Слёйсе (совре­менная Бельгия) 24 июня 1340 г., где французские ад­миралы Гуго Кирьё и Николя Бегюше решили дать гене­ральное сражение английскому флоту короля Эдуарда III.

На стороне французов было численное превосходство — 400 кораблей против 250. Соответственно и воинов на французских кораблях было больше, чем на английских, французские командующие решили вести морскую битву по правилам сухопутного сраже­ния. Весь французский флот расположили в четыре линии, корабли в которых были связа­ны, чтобы солдатам легче было перемещаться.

Самая крупная крепость Ганзейского союза
Самая крупная крепость Ганзейского союза – город Висбю на шведском острове Готланд

Англичане, расположив свой флот в две линии, пошли на сближение с французами. На кораблях находились стрел­ки, которые буквально засы­пали первые линии французов стрелами. Благодаря сложным и долгим маневрам англичане обошли французов, заставив их под градом стрел спешно ру­бить канаты и расцеплять свои корабли.

В итоге, прорвав французские линии, англичане навязали противнику свой сценарий боя. Многочисленный французский флот был уничтожен, а потери французов достигли 20 000 человек погибшими.

Личность в истории

В 1558 г. Московское царство начало войну за выход к Балтийскому морю, впоследствии названную Ливонской. Первоначально русским ратям со­путствовал успех: был уничтожен Ливонский орден – военная организация немецких рыцарей-крестоносцев.

Но затем Литва, Польша и Швеция объе­динили свои усилия в борьбе с москов­ской экспансией, и русской торговле, которая велась на кораблях Ганзы, был нанесен непоправимый удар, из-за чего Иван IV Грозный (1530-1584 гг.) решил создать каперский флот из нанятых ганзейских мореходов.

На призыв московского царя отклик­нулся датчанин Карстен Роде, который в марте 1570 г. получил от Ивана Грозного каперскую грамоту. В ней он именовался «царским атаманом и военачальником». Впрочем, сам Карстен Роде называл себя русским адмиралом и с небольшой флотилией приступил к работе. За неполные четыре месяца каперы Карстена Роде захватили и потопили около 42 кораблей и судов стран – противников Московского царства. Но в октябре 1570 г. Карстен Роде был арестован и через пять лет погиб.

Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А. С.

Сноски
Sea-Man

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Октябрь, 23, 2018 4066 0
Добавить комментарий

Текст скопирован
Пометки
СОЦСЕТИ