В 1917 году, когда война на суше практически закончилась, и немецкое командование все больше склонялось к мысли о том, что вскоре наступит поражение непобедимой империи, наступило время сразиться за Моонзундский пролив, отделяющий архипелаг Моонзундских островов от берегов Эстонии.
Пролив этот с 1914 года находился под контролем российского флота, там дислоцировалось не менее 116 военных кораблей под командованием вице-адмирала М.К. Бахирева. Первенство на Моознунде позволяло русскому флоту на протяжении трех военных лет контролировать все пути подхода к Рижскому заливу, успешно держать оборону Ирбенского пролива и тем самым оказывать существенную поддержку сухопутной русской армии в ее борьбе с левым флангом немецкой армии.
Владея Моонзундом, русское командование имело возможность посылать миноносцы и подводные лодки через Соэлозунд и Ирбен прямиком в Балтийское море, минуя основные немецкие позиции. Кроме того, на полуострове Сворбе были установлены батареи, позволявшие оказывать огневую поддержку русским частям, обороняющим Ирбенский пролив, а также армии, воющей на берегах Финского залива.
Прекрасно понимая, какую несомненную ценность представляет собой принадлежащая русским кораблям позиция, немецкий флот не раз предпринимал попытки ее отвоевывания, но все они не имели успеха, подходы к проливу были заминированы, а в самом заливе стояли хорошо вооруженные русские корабли, которым в любой момент могли прийти на помощь прибрежные пушки.
Таким образом, русский флот прочно обосновался на Моонзунде, не имея к тому никаких препятствий, за исключением исключительной мелководности пролива, не позволяющей заходить в него судам с глубокой посадкой. Для решения проблемы были привлечены опытные строители и водолазы, сумевшие к 1917 году углубить пролив на целых 9.5 метров из планируемых 15.5. Дальнейшие работы в этом направлении были нарушены недовольством, среди моряков флота, планируемым государственным переворотом и наступательной операцией немецкого флота под кодовым наименованием «Альбион», начавшейся 29 сентября 1917 года.
Основные боевые действия начались 12 октября 1917 года, когда главные военно-морские силы Германии выдвинулись к острову Сааремаа, разрушив имевшиеся там береговые батареи и начав высадку десанта. В операции принимали участие 300 хорошо вооруженных кораблей, 6 дирижаблей и 102 самолета, прикрывавших наступление более 24 тысяч солдат морского десанта, имевших в своем распоряжении 40 орудий и 220 пулеметов.
Русские позиции прикрывали корабли «Разящий», «Грозящий», «Десна», «Гром», «Победитель» и «Слава». Весь следующий за нападением день немецкие и русские корабли обменивались артиллерийскими залпами при входе в Соэлозунд. При перестрелке немецкая сторона потеряла одновременно 4 эсминца, тогда как русская отделалась всего одним эсминцем «Громом». Командовал операцией по защите пролива адмирал Г.К. Старк, приказавший 14 октября отступить непосредственно к Моонзунду, для встречи с дополнительными силами в виде 8 эсминцев минной дивизии. Немецкий флот также отступил за Соэлозунд, где начал подготовительные действия для прорыва основных своих сил, попутно вступив в бой с русской батареей Цереля, прикрывающей Ирбенский пролив.
15 октября между кораблями немецкого флота и русскими батареями велась перестрелка, но только 16 октября сражение переместилось непосредственно в Моонзундский пролив, сведения о расположении минных заграждений в котором, были своевременно получены немецким командованием. Флот противника без труда обошел мины, вынудив русские корабли отступить непосредственно к самому Куйвастускому рейду. Большую роль в неминуемом поражении русского флота сыграл отказ нескольких минерных команд выйти в море и поставить новые мины, преградив тем самым путь противнику.
Отказ этот стоил русскому флоту не только потери нескольких сотен отличных моряков, но и современных хорошо вооруженных эсминцев, среди которых был и знаменитый эсминец «Слава», команда которого героически проявила себя в Моонзундском бою, но и потери стратегически важной военной позиции, которая досталась немцам. Величина немецких потерь составила более 300 человек среди моряков десанта, и нескольких эсминцев, но перечисленные потери не имели никакого значения в сравнении с приобретенной выгодной позицией.
Фактически битва за Моонзунд завершилась 20 октября, после захвата немцами острова Даго и ухода русской эскадры на север. Немецкий флот, сильно пострадавший в боях, не сумел организовать должного преследования, и русским кораблям удалось вырваться из ловушки, выйдя в открытое море. Тем не менее, потеря Моонзунда была крайне не ко времени и сыграла решающую роль в распространении пораженческих настроений в русской армии и флоте.
Статья в тему: Морские сражения Первой мировой войны