Флоридские острова, Гуадалканал и Тулаги являются пограничным пунктом между Америкой и Австралией. В мае 1942 года эти земли были взяты под вооруженный контроль военно-морскими силами Японии. На острове Гуадалканал было сразу же начато строительство аэродрома, который мог бы поставить под угрозу все американское судоходство, ввиду чего американский конгресс отдал приказ о немедленной высадке на острове военного десанта.
7 августа 1942 года американские морские котики высадились на подконтрольной Японии территории, с целью полной и окончательной изоляции японской базы, расположенной в Рабауле. Высадка десанта планировалась как кратковременная операция, но растянулась на целых полгода.
8 августа войска союзников в составе 11 тысяч солдат высадились на оконечности острова Гуадалканал, в ответ на эти действия японские войска спустя 10 дней начали высадку на другом конце острова. Из-за постоянной угрозы со стороны авиации союзников японцам приходилось высаживать войска ночью, транспортируя солдат на небольших крейсерах и эскадренных миноносцах, а не на тяжелых транспортных судах. Подобный способ доставки лишал японцев возможности взять с собой тяжелую технику и вооружение, солдаты могли взять с собой исключительно то, что умещалось у них в руках, потому операция в узких военных кругах Японии поучила название «Крысиная транспортировка», в Америке же стала известна, как «Токийский экспресс».
После того, как силы противников были наконец-то сосредоточены в положенном им месте, а произошло это 12-13 ноября японцы и американцы приготовились к решающему сражению. Боевая группа японских судов включала один легкий крейсер и 14 эскадренных миноносцев под командованием вице-адмирала Хироаки Абэ. Силы американского флота состояли из авианосца «Энтерпрайз», 2 линкоров, 8 крейсеров, 21 эсминца и 24 подводных лодок. Командующим союзным флотом являлся контр-адмирал Ричмонд К. Тернер. Помимо сил морского флота в надвигающемся сражении должны были принять участие самолеты-истребители и бомбардировщики.
Продвигаясь к Гуадалканалу, японская эскадра попала в сильный шторм и потому была поделена на отдельные отряды, американцы и их союзники оказались в более выгодном положении, двигаясь вдоль пролива Силарк под командованием контр-адмирала Калагана. Командующий приказал оснастить пять кораблей новыми радарами дальнего радиуса действия, но почему-то забыл сделать хотя бы один из них флагманским, что являлось значительным стратегическим просчетом, что в совокупности с абсолютным не знанием капитанов кораблей плана предстоящего сражения более всего походило на саботаж.
После полуночи 13 ноября японские корабли вошли в пролив между островами Саво и Гуандалканал, развернув орудия для атаки на американский аэропорт. Практически одновременно они были обнаружены радарами патрульных американских кораблей, но сообщить о наличии вблизи эскадры противника последние не успели, так как радиосвязь с флагманским кораблем контр-адмирала работала крайне плохо. Тем не менее, на дальнейшем ходе событий эта оплошность никак не сказалась, уже спустя несколько минут обе эскадры вступили в визуальный контакт, при этом крайне удивившись. Японский главнокомандующий продолжил движение вперед, в то время как американская эскадра, по причине нерешительности своего контр-адмирала распалась на несколько частей, вышедших из под контроля командования. Распоряжение открыть огонь разнеслось одновременно по всем кораблям обеих эскадр.
Стояла ночь, погода портилась, чтобы разглядеть друг друга противникам приходилось использовать мощные прожектора, что не позволяло кораблям противника действовать слаженно, между американскими и японскими судами началась хаотичная и неконтролируемая центром перестрелка, длившаяся вплоть до 8 часов утра.
Результат боя был неоднозначен, как для японцев, так и для американцев, первые потеряли практически 7 кораблей и 800 убитых матросов и офицеров, вторые отделались всего несколькими потопленными кораблями и более 1.4 тысячи погибших.
Высадка японского десанта была отложена, адмирал Абэ был отправлен в отставку, его место занял адмирал Танака, который уже к полудню этого же дня сумел сформировать оставшиеся корабли в эскадру и двинуть ее в направлении Гуадалканала. В это же время японские эсминцы и крейсера, базировавшиеся в Рабуле под управлением адмирала Микава, получили приказ атаковать Хендерсон-Филд. Приказ был осуществлен, но существенного ущерба американским бомбардировщикам нанесено не было и японцам пришлось вернуться обратно на базу.
Ранним утром 14 ноября американские истребители нанесли точечные удары по эскадре Микавы, уничтожив тяжелый японский крейсер и шесть вспомогательных транспортов, в результате чего погибло более 900 человек. В атаке принимали участие также и подводные лодки, впрочем, без особого успеха.
Ближе к полуночи 14 ноября американцы и японцы, получив новые подкрепления, вновь приготовились к бою. На этот раз во главе японской эскадры встал адмирал Кондо, действия которого были еще более неудачны, чем действия предыдущего командующего – во-первых, адмирал принял линкоры за крейсера, во-вторых, при атаке уделял повышенное внимание передовым кораблям, игнорируя те, что остались в тени. Действия адмирала привели к тому, что несмотря на практически полный разгром американской эскадры, воспользоваться плодами победы не удалось.
31 декабря 1942 года японские войска были вынуждены покинуть Гуадалканал и прилегающие острова, контроль над которыми окончательно перешел к союзникам и единственной причиной тому стали неумелые действия японских адмиралов.
Рекомендуется к прочтению:
Морские сражения второй мировой войны