Идея поставить на мощный линейный корабль паровую машину и гребной винт быстро нашла свое воплощение вслед за первыми успехами с винтовыми фрегатами. Так парусно-винтовые линейные корабли начали входить в строй.
Уже в 1847 г. во Франции по проекту знаменитого кораблестроителя Анри Дюпуи де Лома был заложен первый 90-пушечный парусно-винтовой линейный корабль «Наполеон» водоизмещением в 5 047 т и с размерами 71,3×16, 2×7,7 м.
Французские парусно-винтовые корабли
Выйдя на испытания в 1852 г., он при работе машины мощностью в 574 л. с. и парусов развил невиданную скорость — 13,5 узла. Эффект от успешных испытаний был столь велик, что во Франции законодательно запретили строить парусные корабли. Отныне все линейные корабли, фрегаты и корветы должны были быть исключительно паровыми и винтовыми.
Всего с 1847 по 1864 г. во Франции было построено 10 парусно-винтовых линейных кораблей, а еще 28 переоборудовали из обычных парусных. Как ни странно, но процедура эта оказалась весьма простой, относительно дешевой и эффективной. Корпус стандартного парусного линейного корабля на верфи разрезали пополам. В центр корпуса вставляли специальный отсек с машиной и котлами, предварительно изъяв из всех трюмов балласт. После детали старого корпуса, к тому времени подремонтированные, вновь соединяли, и флот получал современную боевую единицу. Интересно, что условия жизни на новых парусно-винтовых кораблях для матросов значительно улучшились, так как теперь они размещались в относительно просторных кубриках.
Все французские парусно-винтовые корабли были практически однотипными по конструкции. Под паровой машиной они развивали скорость в 12-13 узлов, а под парусами в форвинд — в среднем 11-12. Число пушек на них варьировалось в пределах 90-120 единиц, хотя линейный корабльПарусные линейные корабли «Бретань» имел на вооружении и 130 орудий. Прочная конструкция этих кораблей и, что самое важное, большие свободные объемы обеспечили французским парусно-винтовым кораблям долгую жизнь. Практически все они прослужили до середины 1870-х гг., а некоторые — вплоть до конца XIX в., заканчивая свою карьеру исключительно как парусные учебные корабли.
Рекомендуется к прочтению: Виды токсических отравлений
Но и после этого их корпуса еще долго служили в качестве блокшивов, плавучих складов и даже плавбаз миноносцев. Например, бывший линейный корабль «Борда» постройки 1853 г. был разобран только в 1921 году.
Англичане на два года задержались на старте, заложив в 1849 г. свой 91-пушечный винтовой линейный первенец — «Агамемнон» с машинной мощностью в 600 л. с. Правда, на испытания этот корабль водоизмещением 4 616 т вышел одновременно с французом, но развил на них скорость не более 12 узлов. Объяснялось это просто: форма французского корабля оказалась куда более совершенной.
Впрочем, это не помешало англичанам, так же, как и французам, строить новые и переоборудовать в винтовые старые парусные линейные корабли. Всего в состав Королевского флота вошло 18 специально построенных парусно-паровых линейных кораблей, а еще 41 был переоборудован из обычных парусников.
Британские парусно-паровые линейные корабли были такими же прочными и долговечными, как и французские. Значительное количество их корпусов были разобраны только в 1924 г. Правда, количество орудий на них варьировалось в гораздо более широком, нежели у французов, спектре — от 74 до 131 орудия.
Правда, массовое внедрение паровой машины на Королевском флоте не сыграло британским морякам на руку. Их профессионализм как моряков марсоходов значительно упал. Зато адмиралы-марсоходы были довольны. Теперь, когда удалось объединить новое со старым в единый и эффективный боевой организм, их амбиции только возросли. Начиная с 1852 г. британское Адмиралтейство ежегодно стало закупать строительного леса в количестве, которого достаточно было для постройки 50 линейных кораблей. А учитывая то, что закупленную древесину следовало в зависимости от породы сначала вымачивать, а затем высушивать 20-80 лет (!), адмиралы-марсоходы действительно «заглядывали» в будущее…
Пытались не отставать в строительной гонке на море и другие страны. В 1860 г. в Дании в парусно-винтовой относительно успешно перестроили 94-пушечный линейный корабль «Скьёльд», первый раз сошедший со стапелей в 1834 г. А вот в Швеции подобный опыт закончился неудачей. На построенный в 1835 г. 84-пушечный линейный корабль «Карл XIV Юхан» водоизмещением в 2 608 т в 1855 г. попытались с помощью англичан поставить паровую машину мощностью 800 л. с. Малые размеры корабля, его осадка и своеобразие обводов корпуса привели к необходимости значительных переделок с уменьшением числа орудий до 68. Но все равно скорость корабля не превысила 6,5 узлов, а его остойчивость стала крайне опасной. Потому корабль уже в 1867 г. сдали на слом, тогда как его английские и французские собратья служили вплоть до начала XX в.
Рекомендуется к прочтению: Сухогрузные суда
Опыт этот был повторен на скромном 66-пушечном линейном корабле «Стокгольм», который специально строился как парусно-винтовой, с помощью англичан на него поставили паровую машину мощностью 800 л. с. Войдя в строй в 1856 г., корабль использовался в составе Королевского флота Швеции в учебных целях вплоть до 1923 г. Правда, у шведского корабля-неудачника «Карла XIV Юхана» была одна особенность — бронированный пояс толщиной 2 дюйма (50,8 мм). Но и здесь сыны Скандинавии опоздали: Англия и Франция уже строили настоящие броненосцы.
Судьба русских паровых
Несмотря на то что Российский императорский флот в первой половине XIX в. прочно занимал третье место в мире, его парусно-винтовые линейные корабли ждала нелегкая судьба. Во-первых, Россия включилась в подобную гонку относительно поздно. Из-за этого опоздания к началу Крымской войны 1853-1856 гг. корабли не успели войти в строй, а после ее оказались не нужными, так как флоты уже пополнялись броненосцами. Во-вторых, мощи отечественной промышленности хватило всего лишь на постройку 5 и переоборудование еще 3 винтовых линейных кораблей. Все они оснащались паровыми машинами мощностью от 450 до 800 л. с., но развить более 11 узлов так и не смогли.
На вооружении эти корабли имели от 84 до 135 пушек, весьма разнообразных и в основном средних калибров. Казалось бы, рекорд. Но увы!..
Самые мощные русские парусно-паровые линейные корабли «Цесаревич» и «Синоп», построенные в Николаеве в 1859 г., вынуждены были служить на Балтике (статьи Парижского мира запрещали ей иметь военный флот на Чёрном море). Но здесь парусно-винтовые линейные корабли совершили всего один поход к острову Готланд и в дальнейшем находились в Кронштадте вплоть до своего исключения из списков флота в январе 1874 г. Дело в том, что Россия, начиная с Петра Великого, строила военные кораблиКорабли, которые входят в морской флот США и РФ из слабо высушенного дерева. Как следствие, срок их службы в отличие от британских «коллег» был относительно небольшим.
В итоге адекватные для постройки парусных кораблей, к тому же предназначенных служить на Чёрном море, технологии оказались устаревшими для парового этапа их развития. Чрезмерная загруженность корпусов многочисленными орудиями и тяжелой машиной, к тому же весьма несовершенной по двоим техническим и весо-габаритным характеристикам, сделали свое печальное дело. А возможно, причина в том, что сами моряки-черноморцы расставаться с парусами не желали, на что у них были весьма веские основания.
Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А. С.
Только первое фото имеет отношение к статье, а два других вообще не из той оперы.