Как конфликт на Украине укрепляет влияние Китая на море?
Продолжающийся военный конфликт между Россией и Украиной проходит в основном на земле и в воздухе. Это жестокая и изнурительная наземная война, сопровождаемая беспощадными воздушными атаками России на гражданскую инфраструктуру и медленным, но растущим ответом Украины.
Однако менее заметный, но жизненно важный аспект войны разворачивается на воде. Здесь борьба за контроль над Черным морем привела к поразительному поражению российского флота.
Это поражение может иметь далеко идущие последствия. Оно не только ограничивает способность Москвы проецировать силу по всему миру с помощью военно-морского флота, но и ведет к растущему сотрудничеству России с Китаем, где Москва становится младшим партнером Пекина на морях.
Битва за Черное море
Традиционная геополитическая теория часто упрощает глобальную политику. Теории, восходящие к концу 19 века, классифицировали страны как наземные или морские державы.
Такие мыслители, как британский геополитик сэр Хэлфорд Макиндер и американский теоретик Альфред Тейер Мэхэн, считали морскими державами страны, обладающими признаками демократического либерализма и свободной торговли. В отличие от них, наземные державы часто изображались как деспотичные и милитаристские.

Источник: Thomas Peter
Хотя такие обобщения исторически использовались для демонизации врагов, существует устойчивая тенденция разделять мир на наземные и морские державы. Сопутствующее мнение о том, что морская и наземная войны несколько различны, продолжает существовать.
И это разделение создает ложное впечатление о прогрессе России в войне с Украиной. Хотя Москва, безусловно, добилась успехов на земле и в воздухе, это не должно отвлекать внимание от поражения России в Черном море, которое вынудило Россию отступить от украинского побережья и держать свои корабли подальше от линии фронта.
У морских держав есть две задачи: они должны пытаться контролировать участки моря, расположенные относительно близко к их берегам, или их “ближайшие воды“; одновременно те, кто способен и желает это сделать, стараются проецировать силу и влияние в “дальние воды” через океаны, которые являются ближайшими водами других стран.
Черное море — это ограниченное и относительно небольшое море, представляющее собой ближайшие воды стран, его окружающих: Турции на юге, Болгарии и Румынии на западе, Грузии на востоке и Украины и России на севере.
Черное море: военно-морской фронт в войне Украины и России
Контроль над ближайшими водами Черного моря оспаривался на протяжении веков и сыграл роль в текущей войне между Россией и Украиной.
Захват Крымского полуострова Россией в 2014 году позволил ей контролировать военно-морской порт Севастополь. То, что стало ближайшими водами Украины, стало де-факто ближайшими водами России.
Контроль над этими ближайшими водами позволил России нарушить торговлю Украины, особенно экспорт зерна в дальние воды Африки.
Однако действия России были сдержаны благодаря сотрудничеству Румынии, Болгарии и Турции, которые позволили проход грузовых судов через свои ближайшие воды, затем через Босфор в Средиземное море.
Использование Украиной ближайших вод других стран позволило ей экспортировать от 5,2 до 5,8 миллиона тонн зерна в месяц в первом квартале 2024 года. Это, безусловно, было снижением по сравнению с экспортом Украины около 6,5 миллиона тонн в месяц до войны, который затем упал до всего лишь 2 миллионов тонн летом 2023 года из-за атак и угроз со стороны России.
Однако усилия по ограничению контроля России над ближайшими водами Украины в Черном море и нежелание России столкнуться с последствиями атак на суда в ближайших водах стран НАТО означали, что Украина все же смогла получить доступ к дальним водам для экономической выгоды и поддерживать украинскую экономику на плаву.
Для Путина это ощущение потопления
Помимо того, что Россия не смогла нарушить экспорт Украины, она также подверглась прямым морским атакам со стороны Украины. С февраля 2022 года Украина с помощью беспилотных атакующих дронов успешно потопила или повредила российские корабли и ослабила черноморский флот России, потопив около 15 из примерно 36 военных кораблей до войны и повредив многие другие.
Россия была вынуждена ограничить использование Севастополя и разместить свои корабли в восточной части Черного моря. Она не может эффективно функционировать в тех ближайших водах, которые она получила в результате захвата Крыма.
Неудачи России на море против Украины являются лишь последними в ее исторических трудностях с проекцией морской силы и ее результатирующей тенденцией сосредотачиваться в основном на защите ближайших вод.
В 1905 году Россия была шокирована драматическим морским поражением от Японии. Однако даже в случаях, когда она не была полностью побеждена, морская сила России исторически постоянно сдерживалась. В Первой мировой войне Россия сотрудничала с Королевским флотом Великобритании, чтобы ограничить немецкую торговую активность в Балтийском море и торговлю и военные действия Турции в Черном море.

Источник: Li Yun/Xinhua via Getty Images
Во Второй мировой войне Россия полагалась на материальную поддержку союзников и была в значительной степени блокирована в своих портах на Балтике и Черном море. Многие корабли были возвращены ближе к дому или разоружены, чтобы использовать артиллерию или обеспечивать поддержку на берегу в борьбе с Германией.
В то время как в ходе Холодной войны Советский Союз строил быстроходные ракетные катера и некоторые авианосцы, его влияние в дальних водах зависело от подводных лодок. Основная цель советского флота в Средиземном море заключалась в предотвращении проникновения НАТО в Черное море.
Теперь Россия потеряла контроль над Черным морем. Она не может действовать в этих некогда безопасных ближайших водах. Эти потери уменьшают ее способность проецировать военно-морскую силу из Черного моря в Средиземное море.
Совместная морская мощь Китая и России
Столкнувшись с очевидной утратой в своем дворе и оказавшись в слабом положении в своих ближайших водах, Россия теперь может проецировать силу в дальние воды только через сотрудничество с Китаем, который сам активно инвестирует в военно-морскую мощь для дальних вод.
Совместные морские учения в Южно-Китайском море в июле 2024 года являются свидетельством этого сотрудничества. Ван Гуанчжэн из Южного театра Народно-освободительной армии Китая заявил об этих учениях, что «совместные патрули Китая и России способствовали углублению и практическому сотрудничеству между двумя странами в различных направлениях и областях». Он добавил, что учение «эффективно повысило способность обеих сторон совместно реагировать на угрозы морской безопасности».
Это сотрудничество имеет смысл в чисто военных терминах для России как взаимовыгодный проект проекции морской силы. Но в основном это выгодно Китаю.
Россия может помочь Китаю защитить его северные ближайшие воды и обеспечить доступ в дальние воды через Арктический океан — все более важную арену, поскольку глобальное изменение климата снижает препятствия, создаваемые морским льдом. Однако Россия по-прежнему остается младшим партнером.
Стратегические интересы Москвы
Стратегические интересы Москвы будут поддерживаться только в том случае, если они совпадут с интересами Китая. Более того, морская сила заключается в проекции силы для экономической выгоды. Вероятно, Китай будет использовать Россию для защиты своих текущих экономических интересов в дальних водах Африки, Тихого океана, Европы и Южной Америки. Однако вряд ли он поставит эти интересы под угрозу ради российских целей.
Безусловно, у России есть экономические интересы в дальних водах, особенно в Сахеле и странах Африки. Обеспечение российских интересов в Африке дополняет растущее военно-морское присутствие Китая в Индийском океане для защиты его собственных и более глобальных экономических интересов. Но сотрудничество все равно будет происходить по инициативе Китая.
Зажатая в ближайшие воды Черного моря в результате своей войны с Украиной, Россия в настоящее время может проецировать свою военно-морскую силу только через доступ к дальним водам Африки и Индийского океана в качестве младшего партнера Китая, который будет диктовать условия.