Первый российский газовоз на сжиженном природном газе: «Алексей Костыгин» вышел на морские испытания
В значительном шаге к расширению портфолио отечественного судостроения Россия завершила строительство своего первого газовоза на сжиженном природном газе (СПГ) на верфи «Звезда». Газовоз, способный работать в условиях ледовой обстановки, под названием «Алексей Костыгин» вышел из верфи вблизи Владивостока для морских испытаний 25 декабря. Это первый СПГ-танкер, построенный на российской верфи, хотя ключевые части судна были изготовлены в Южной Корее.
Судно станет частью флота, обслуживающего флагманский СПГ-завод России, «Арктик СПГ 2». Проект столкнулся с задержками из-за усиливающихся западных санкций. Основной владелец «Новатэк» испытывает трудности с обеспечением ледокольного флота для обслуживания проекта зимой. Кроме того, компания до сих пор не смогла найти покупателей для своего СПГ.
Изначально «Арктик СПГ 2» планировался с флотом из 21 ледокольного СПГ-танкера для круглогодичных перевозок по Арктике, но ни один из них не был поставлен. Танкер класса Arc7 длиной 300 метров и шириной 48,8 метра предназначен для круглогодичной независимой навигации по Северному морскому пути. С мощной электростанцией на 45 МВт и сильными ледокольными способностями он может проходить через лед толщиной до 1,7 метра.
После морских испытаний «Алексей Костыгин» ожидается в эксплуатации в начале 2025 года. Южнокорейская компания Samsung Heavy Industries (SHI) построила более сложные блоки судна. Корпус до переднего грузового переборки был доставлен на «Звезду» в октябре 2021 года. Судно было завершено на «Звезде», включая установку газовой мембраны от французского производителя GTT и компонентов двигательной установки от европейских поставщиков MAN и Wärtsilä.
SHI была нанята для поставки 15 корпусов на «Звезду», но поставила только пять из них, прежде чем санкционная обстановка привела к отмене контракта в 2024 году. За последние несколько лет пять поставленных корпусов находились на различных стадиях строительства, что вызвало вопросы о том, сколько судов Россия сможет запустить самостоятельно.
Следующим газовозом в очереди станет «Пётр Столыпин», который, как предполагается, находился на аналогичном уровне завершения, когда западные компании покинули Россию. «Пётр Столыпин» ожидается после «Алексея Костыгина» в ближайшие месяцы. Оба судна, а также верфь «Звезда», попали под санкции США.
Будущее оставшихся трех корпусов гораздо менее определенно. Сообщается, что GTT завершила работу только над первыми двумя судами, когда прекратила работу на «Звезде» в январе 2023 года в соответствии с 8-м и 9-м пакетами санкций ЕС. Россия делает шаги к разработке собственной мембранной технологии, чтобы уменьшить зависимость от западных технологий, хотя ее статус остается неопределенным.
Что касается мембран для танкеров, российская компания Segezha Group разработала собственный бренд «танкерной фанеры», используемой в мембранных изоляционных панелях. В 2022 году Segezha получила сертификат от GTT для использования в своей мембране Mark III. Продукт уже нашел применение на китайском судостроительном рынке и, по мнению экспертов отрасли, может помочь в завершении мембраны на оставшихся судах класса Arc7.